Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки»
рабочая программа
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
«Маленькие почемучки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
«Маленькие почемучки».
Руководитель: Сидорова Оксана Александровна
Задачи программы:
1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4.Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
Предназначена для детей 4-5 лет.
Методические приемы:
Создание проблемных ситуаций
Экспериментирование
Формы работы:
Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемый результат:
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы)
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
- умение опытным путем доказывать свойства песка.
- умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
-овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы.
Календарное планирование познавательно- исследовательской деятельности.
Сентябрь
1.Тема: «Вода? Вода!».
Цель: познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.
2. Тема: «Неуловимый воздух».
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.
3.Тема: «В тенечке или на солнышке?».
Цель: познакомить детей с понятиями «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиями; продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.
4. Тема: «Что на поверхности?».
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Октябрь
1. Тема: «Что видно в воде?».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды- прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительность с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.
2. Тема: «Что на поверхности?».
Цель: познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины, учить использовать полученные знания в практической деятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность.
3.Тема: «Бумажная история».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.
4. Тема: «Светло-темно».
Цель: познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.
Ноябрь
1. Тема: «Куда исчезла лужа?».
Цель: познакомить детей с одним из свойств почвы- впитываемость; расширять представления о том, что растениям необходима вода; развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
2. Тема: «Такая разная вода».
Цель: познакомить детей со свойством воды зрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования.
3. Тема: «Свойства дерева».
Цель: познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).
4. Тема: «Разноцветный мир».
Цель: познакомить детей с одним из свойств света- способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов.
Декабрь
1. Тема: «Что спряталось в воде?».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды- растворимостью в ней веществ; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
2. Тема: «Металлическая история».
Цель: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.
3. Тема: «Ткацкое дело».
Цель: познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
4. Тема: «Ледяная история».
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.
Январь
1. Тема: «Цветной лед».
Цель: продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно- экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности.
2. Тема: «Луч света».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
3. Тема: «Талая вода».
Цель: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое- жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта- формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.
Февраль
1. Тема: «Живая вода» 1часть.
Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.
2. Тема: «Мыльные чудеса».
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.
3. Тема: «Ты плыви, плыви!».
Цель: познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать умение опытно- экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.
4. Тема: «Живая вода» 2 часть.
Цель: продолжать знакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.
Март
1. Тема: «Пенный замок».
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха (на примере мыльной пены на поверхности воды).
2. Тема: «Песочные струйки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойством песка- сыпучесть, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия опытного характера, развивать познавательный интересс.
3. Тема: «Птичья радость».
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы, включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.
4. Тема: «Песок или глина?».
Цель: продолжать учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические действия. Учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.
Апрель
1. Тема: «Ароматный воздух».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха- не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий. Развивать познавательный интерес.
2. Тема: «Зазеркалье».
Цель: продолжать знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы (на примере двух зеркал, расположенных друг против друга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процеессы: анализ, обобщение, сравнение.
3. Тема: «Парилка».
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды (пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощью практических действий, развивать любознательность.
4. Тема: «Цветной песок».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска), поддерживать познавательный интерес.
Май
1. Тема: «Пластмассовый мир».
Цель: познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.
2. Тема: «Что содержит почва?».
Цель: познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха (воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.
3. Тема: «Металл или пластмасса?».
Цель: продолжать учить сравнивать свойства различных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.
4. Тема: «Что узнали сыщики?».
Цель: обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие исследователи»
Программа кружка...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем известно, что немаловажным критери...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Секреты знакомых вещей»
Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью ...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...