Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Чернявко Наталья Геннадьевна

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе

«Почемучки»

                                                             

Руководитель кружка: Чернявко Н.Г.

Цель программы:   развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования                                                                            

 2023 -2024 уч. год

Пояснительная записка.

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовность познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Цель рабочей программы: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Задачи рабочей программы

Познавательные: Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки

Планируемые результаты освоения программы.

  • умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
  • умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
  • умение опытным путем доказывать свойства песка.
  • умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Программа рассчитана на 1 год обучения.
  • Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
  • Предназначена для детей 4-5 лет.

Методические приемы:

  • Создание проблемных ситуаций
  • Экспериментирование

      Формы работы:

  • Малые группы
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Режим работы кружка
  • Программа рассчитана на 1 год обучения.
  • Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
  • Предназначена для детей 4-5 лет.

Планируемые результаты освоения программы.

  • умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
  • умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
  • умение опытным путем доказывать свойства песка.
  • умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
  • овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности

Мониторинг освоения детьми среднего дошкольного возраста дополнительной образовательной программы

П/п

Ф.И.

ребенка

Активно

знакомится со

свойствами

окружающих

предметов,

стремится

экспериментирова

ть

Задает вопросы

поискового

характера:

«Почему?»,

«Зачем?»,

«Как?»,

«Откуда?» и т.п.

Сравнивает

сходные по

внешнему виду

предметы

Умение детей

выполнять

задание в

соответст-вии с

инструк-цией

взрослого.

Сопостав-ляет

факты пытается

сделать выводы

из рассужде-ний.

Н.

Г.

К.

Г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

 К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

      Баллы

  • 3 балла – высокий уровень представлений      
  •  2 балла – средний  уровень представлений
  • 1 балл – низкий уровень представлений

  • Начало года:
  • Высший уровень –
  • Средний уровень –
  • Низкий уровень -  

Конец года:

  • Высший уровень –
  • Средний уровень –
  • Низкий уровень -  

Представление опыта работы:

  1. Родительское собрание
  2. Клубный   час

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

  • изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
  • консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
  • консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  • фото отчеты кружковой работы.

Материально – технические условия для реализации программы

Основное оборудование:

  • Приборы  – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и др.);

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

 Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения экспериментов.

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

2. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с

3. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005

5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

6.  Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

8. Султанова М. Простые опыты для дошкольников ООО «Хатбер - пресс»,2015г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше на­учить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем  известно, что немаловажным критери...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки»

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе«Маленькие почемучки»....

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Секреты знакомых вещей»

Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью ...