Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
«Почемучки»
Руководитель кружка: Чернявко Н.Г.
Цель программы: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования
2023 -2024 уч. год
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовность познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Цель рабочей программы: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Задачи рабочей программы
Познавательные: Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки
Планируемые результаты освоения программы.
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
- умение опытным путем доказывать свойства песка.
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
- Предназначена для детей 4-5 лет.
Методические приемы:
- Создание проблемных ситуаций
- Экспериментирование
Формы работы:
- Малые группы
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная деятельность детей.
- Режим работы кружка
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Одно занятие в неделю, продолжительностью 20 минут.
- Предназначена для детей 4-5 лет.
Планируемые результаты освоения программы.
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
- умение опытным путем доказывать свойства песка.
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности
Мониторинг освоения детьми среднего дошкольного возраста дополнительной образовательной программы
№ П/п | Ф.И. ребенка | Активно знакомится со свойствами окружающих предметов, стремится экспериментирова ть | Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п. | Сравнивает сходные по внешнему виду предметы | Умение детей выполнять задание в соответст-вии с инструк-цией взрослого. | Сопостав-ляет факты пытается сделать выводы из рассужде-ний. | Н. Г. | К. Г. | ||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |||||
1. |
| |||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11. | ||||||||||||||
12. | ||||||||||||||
13. | ||||||||||||||
14. | ||||||||||||||
Баллы
- 3 балла – высокий уровень представлений
- 2 балла – средний уровень представлений
- 1 балл – низкий уровень представлений
- Начало года:
- Высший уровень –
- Средний уровень –
- Низкий уровень -
Конец года:
- Высший уровень –
- Средний уровень –
- Низкий уровень -
Представление опыта работы:
- Родительское собрание
- Клубный час
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы.
Материально – технические условия для реализации программы
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и др.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и др.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения экспериментов.
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с
3. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005
5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.
6. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
8. Султанова М. Простые опыты для дошкольников ООО «Хатбер - пресс»,2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие исследователи»
Программа кружка...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Отчего и почему?»
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Но также всем известно, что немаловажным критери...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различног...
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки»
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе«Маленькие почемучки»....
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Секреты знакомых вещей»
Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью ...