Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
методическая разработка (подготовительная группа)
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Поскольку личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, то каждый человек несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Так, этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Социальное развитие ребенка в ДОУ современная наука и практика рассматривает как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формируя социальное поведение ребенка, педагоги руководствуются специальными целями:
− воспитывать у дошкольников представления о нормах повеления в
обществе;
− приобщение к миру людей;
− содействовать социализации личности ребенка.
В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учетом социальных доминант:
− у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (он нужен окружающим, его любят);
− развивается чувство собственного достоинства и свободы (он выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
− воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело ,за другого человека);
− у воспитанников ДОУ развивается понимание окружающих (их
эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том. что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявляя социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
− педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
− педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
− педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:
− навык соблюдать правила этикета;
− навык соблюдать правила безопасности;
− навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
− навык соблюдения общих правил, договоренности;
− навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.
Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко М.И.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:
− умение ребенка войти в детское общество:
− умение ребенка действовать совместно с другими;
− умение следовать и уступать общественным нормам;
− умение ребенка контролировать свои желания и др.
Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:
− интерес ребенка к себе;
− интерес к сверстникам;
− отношение ребенка к группе детского сада и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
В процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Поскольку личность развива...
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимаясоставляющая адаптации к жизни в обществе...
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе
Социализация детей старшего дошкольного возраста как необходимая составляющая адаптации к жизни в обществе...
Социализация детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению, как условие адаптации к школьной жизни
Я хочу поделиться, с вами своим опытом в работе с детьми по социализации детей старшего дошкольного возраста к ближайшему окружению, как условию их успешной адаптации к школьной жизни. Соц...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...