Рабочая программа со способными детьми
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
«Алло! Мы ищем таланты!»
(Программа развития предпосылок одаренности у детей
дошкольного возраста в условиях детского сада)
Разработала:
Музыкальный руководитель
Котова Светлана Геннадьевна
Игрим 2018
Введение
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Пояснительная записка.
Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовая база программы:
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1
Таблица №1.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Таблица 2.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Исследовательско-диагностический этап.
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско -диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско -диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Таблица 3
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | ||||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | Деятельность. направленная на развитие качества одаренности | |
Педагог - психолог | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Психолого-педагогическая диагностика (по запросу родителей) Ведение индивидуальных карт развития Анализ индивидуальных карт развития Беседы с воспитателем Беседы с родителями Изучения продуктов детского творчества |
| |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | |||
Вокальная одаренность | ||||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | ||||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | |||
Хореографическая одаренность | ||||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | |||
Лидерская одаренности | ||||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Беседы с воспитателем Беседы с родителями Беседы с муз. руководителем Беседы с инструктором по физической культуре | Экспресс-методика для 2-й младшей группы |
|
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества | ||
Вокальная одаренность | Наблюдение
| |||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | ||||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | ||
Хореографическая одаренность | - | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | ||
Лидерская одаренность | ||||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Лист экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
|
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» | Занятия с воспитателем по ИЗО | |
Вокальная одаренность | Наблюдение Методики В.Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»
| Музыкальные занятия, школа вокала | ||
Литературная одаренность | ||||
Артистическая одаренность | Участие в театрализованной деятельности | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | Познавательно-исследовательская деятельность | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям | |
Хореографическая одаренность | - | Участие в танцах | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | Организация сюжетно-ролевых игр | |
Лидерская одаренность | ||||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно -личностные характеристики | Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Лист экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера | Познавательно-исследовательская деятельность |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» | Занятия с воспитателем по ИЗО | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Музыкальные занятия школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам» | |||
Артистическая одаренность | Участие в театрализованной деятельности | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Познавательно-исследовательская деятельность | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям | |
Хореографическая одаренность | - | Участие в танцах | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | Организация сюжетно-ролевых игр | |
Лидерская одаренность | ||||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) | ||||
Академическая одаренность | Мотивационно -личностные характеристики | Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития, Лист экспертной оценки по общей одаренности, Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника» | Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера Методика Юркевича «Древо желаний» | Познавательно-исследовательская деятельность |
Способности к обучению | ||||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | Занятия с воспитателем по ИЗО | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | Музыкальные занятия школа вокала | ||
Литературная одаренность | Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке» | |||
Артистическая одаренность | - | Участие в театрализованной деятельности | ||
Конструкторская одаренность | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | Познавательно-исследовательская деятельность | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям | |
Хореографическая одаренность | - | Участие в танцах | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | Организация сюжетно-ролевых игр | |
Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
3. Условия реализация программы.
Задачи:
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Существуют основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада, таких, как «Школа искусств», «Детско – Юношеский Центр», спортивный комплекс «Айсберг», спортивный комплекс «ФОК». Для детей подготовительной группы в МБДОУ детский сад ведутся кружки по разным направлениям.
Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.
Данная программа рассчитана на 1 год (2017-2018) и реализуется в несколько этапов:
первый этап - апробация программы;
второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 2 месяца;
Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута;
Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года);
Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям;
Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка;
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.
4. Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
План - программа работы с одаренными детьми.
№
| Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1. | Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми. | Заседание Совета Педагогов | Август | Старший воспитатель Педагог-психолог Музыкальный руководитель. Участники: воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета. |
2. | Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по жанрам: вокал, танец, игра на инструментах, декламация. Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. | Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных. | Сентябрь | Педагог-психолог |
3. | Конкурс «Алло! Мы ищем таланты». Выпуск информационного бюллетеня – газеты «Таланты ДОУ» по итогам конкурса. | Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). «Праздник песни» (совместно с родителями) Конкурс «Веселые нотки». | Октябрь - Ноябрь | Музыкальный руководитель, Воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета. |
4. | Конкурс «Мир в рисунке» (Жанр – рисунок). Выпуск информационного бюллетеня – газеты «Золотая кисть ДОУ» | (совместно с родителями) Конкурс «Зимушка –зима»
| Декабрь - Январь | Воспитатель по ИЗО воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета. |
5. | Конкурс «Мисс Росинка!» Выпуск информационного бюллетеня – газеты | Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). (совместно с родителями) Конкурс | Февраль - Март | Музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета. |
6. | Конкурс «Поэзия – душа моя! » (Жанр – декламация). Выпуск информационного бюллетеня – газеты | Поэтические гостиные по группам (отборочные туры). «Праздник поэзии» (совместно с родителями) Конкурс «Поэзия – душа моя!» | Апрель | Учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета. |
7. | Подведение итогов конкурсов
Выступления и награждение победителей конкурса Выпуск итогового бюллетеня – газеты
Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми. Планирование работы на следующий учебный год. | Музыкальное шоу – конкурс (с вручением дипломов и подарков победителям конкурса). Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана. | Май
| Заведующая ДОУ, председатель родительского комитета, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели групп |
8. | Подбор материала для конкурсных номеров. | В течение года | Музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель | |
9. | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | Групповые и индивидуальные тренинги, семинары |
В течение года | Педагог-психолог |
10. | Сбор и систематизация материалов конкурса «Народный артист». | Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми.
| В течение года | Методист, музыкальный руководитель. |
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе....
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 5-6 лет в старшей группе
Рабочая программапо освоению детьми основной общеобразовательной программы –образовательной программы дошкольного образованиядетьми 5-6 лет в старшей группе...
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе ...
Рабочая программа по освоению детьми от 1 года до 3 лет основной образовательной программы дошкольного образования детьми в группе раннего возраста «Б» общеразвивающей направленности
Рабочая программа по освоению детьми от 1 года до 3 лет основной образовательной программы дошкольного образования детьми в группе раннего возраста «Б» общеразвивающей направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...