Рабочая программа со способными детьми
рабочая программа

Титова Светлана Николаевна

Рабочая программа со способными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennosti_bolshie.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

«Алло! Мы ищем таланты!»

(Программа развития предпосылок одаренности у детей

дошкольного возраста в условиях детского сада)

Разработала:

Музыкальный руководитель

Котова Светлана Геннадьевна

Игрим 2018

Введение

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Пояснительная записка.

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

 

Нормативно-правовая база программы:

Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

Закон Российской Федерации “Об образовании”;

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

 

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

 

1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

 Таблица 2.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

2. Исследовательско-диагностический этап.

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

Задачи:

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

 

Исследовательско -диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

 

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

 

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско -диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Таблица 3

                                            1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Виды одаренности

Составляющие

Методики диагностики

Деятельность. направленная на развитие качества одаренности

             Педагог - психолог

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Наблюдение,

Психолого-педагогическая диагностика (по запросу родителей)

Ведение индивидуальных карт развития

Анализ индивидуальных карт развития

Беседы с воспитателем

Беседы с родителями

Изучения продуктов детского творчества

 

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренности 

                                                2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Наблюдение,

Педагогическая диагностика,

Ведение индивидуальных карт развития

Беседы с воспитателем

Беседы с родителями

Беседы с муз. руководителем

Беседы с инструктором по физической культуре

Экспресс-методика для 2-й младшей группы

 

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества

Вокальная одаренность

Наблюдение

 

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Хореографическая одаренность

-

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

Лидерская одаренность

                                                      Средняя группа (0т 4-х до 5-ти   лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Наблюдение,

Педагогическая диагностика,

Ведение индивидуальных карт развития

Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для средней группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

 

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Что за игрушка»

Занятия с воспитателем по ИЗО

Вокальная одаренность

Наблюдение

Методики В.Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»

 

Музыкальные занятия,

школа вокала

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Участие в театрализованной деятельности

Конструкторская одаренность

Наблюдение,

Изучения продуктов детского творчества

Познавательно-исследовательская деятельность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям

Хореографическая одаренность

-

Участие в танцах

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности

 Организация сюжетно-ролевых игр

Лидерская одаренность

                                                      Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно -личностные характеристики

Наблюдение,

Педагогическая диагностика,

Ведение индивидуальных карт развития

Лист экспертной оценки

Наблюдение,

Экспресс-методика для старшей группы

Цветовой тест Люшера

 Познавательно-исследовательская деятельность

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Назови и дорисуй»

Занятия с воспитателем по ИЗО

Вокальная одаренность

Наблюдение

Музыкальные занятия

школа вокала

Литературная одаренность

Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»

Артистическая одаренность

Участие в театрализованной деятельности

Конструкторская одаренность

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

 Познавательно-исследовательская деятельность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям

Хореографическая одаренность

-

Участие в танцах

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

 Организация сюжетно-ролевых игр

Лидерская одаренность

                                             Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно -личностные характеристики

Наблюдение,

Педагогическая диагностика,

Ведение индивидуальных карт развития,

Лист экспертной оценки по общей одаренности,

Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника»

Наблюдение,

Экспресс-методика для подготовительной группы

Тест Пьерона_Тулуза

Цветовой тест Люшера

Методика Юркевича «Древо желаний»

Познавательно-исследовательская деятельность

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Занятия с воспитателем по ИЗО

Вокальная одаренность

Наблюдение

Музыкальные занятия

школа вокала

Литературная одаренность

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Артистическая одаренность

-

Участие в театрализованной деятельности

Конструкторская одаренность

Тест Равена,

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов детского творчества

 Познавательно-исследовательская деятельность

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

-

Подготовка к спортивным Губернаторским состязаниям

Хореографическая одаренность

-

Участие в танцах

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Тест-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

 Организация сюжетно-ролевых игр

 

Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.

Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

3. Условия реализация программы.

Задачи:

Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Существуют основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества

тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада, таких, как «Школа искусств», «Детско – Юношеский Центр», спортивный комплекс «Айсберг», спортивный комплекс «ФОК». Для детей подготовительной группы в МБДОУ детский сад ведутся кружки по разным направлениям.

Хорошо стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого характера между детскими садами, организованным муниципальным отделом управления образования.

 

Данная программа рассчитана на 1 год (2017-2018) и реализуется в несколько этапов:

первый этап - апробация программы;

второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;

третий этап - коррекция программы.

 

На этапе апробации проводится:

Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять   2 месяца;

Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута;

Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года);

Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям;

Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка;

Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.

На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»

С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:

Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;

Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;

Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами.

 

4. Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

 

 

 План - программа работы с одаренными детьми.

 

Содержание

мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1.

Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми.

Заседание

Совета Педагогов

Август

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель.

Участники: воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.

2.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по жанрам: вокал, танец, игра на инструментах, декламация. Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

Сентябрь

Педагог-психолог

3.

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты».

 Выпуск информационного бюллетеня – газеты «Таланты ДОУ» по итогам конкурса.

Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). «Праздник песни» (совместно с родителями)

Конкурс «Веселые нотки».

Октябрь - Ноябрь

Музыкальный руководитель,

Воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.

4.

Конкурс «Мир в рисунке»

(Жанр – рисунок).

Выпуск информационного бюллетеня – газеты «Золотая кисть ДОУ»

 (совместно с родителями) Конкурс «Зимушка –зима» 

 

Декабрь - Январь

Воспитатель по ИЗО

воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.

5.

Конкурс «Мисс Росинка!» Выпуск информационного бюллетеня – газеты

Музыкальные досуги по группам (отборочные туры). (совместно с родителями) Конкурс  

Февраль - Март

Музыкальный руководитель,

воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.

6.

Конкурс  «Поэзия – душа моя! » (Жанр – декламация).

Выпуск информационного бюллетеня – газеты

Поэтические

гостиные  по группам (отборочные туры). «Праздник поэзии» (совместно с родителями) Конкурс «Поэзия – душа моя!»

Апрель

Учитель – логопед,

музыкальный руководитель,

воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.

7.

Подведение итогов конкурсов

 

Выступления  и награждение победителей конкурса 

Выпуск итогового бюллетеня – газеты

 

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми. Планирование работы на следующий учебный год.

Музыкальное шоу – конкурс  (с вручением дипломов и подарков победителям конкурса).

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

Май

 

 

 

 

 

  

Заведующая ДОУ, председатель родительского комитета, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

 

 

 Старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели групп

8.

Подбор материала для конкурсных номеров.

В течение

года

Музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель

 

9.

 Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

 Групповые и индивидуальные тренинги, семинары

 

В течение года

 Педагог-психолог

10.

 Сбор и систематизация материалов конкурса «Народный артист».

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми.

 

В течение года

 Методист, музыкальный руководитель.

Список литературы

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы –  образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе....

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 5-6 лет в старшей группе

Рабочая программапо освоению детьми основной общеобразовательной программы –образовательной программы дошкольного образованиядетьми 5-6 лет в старшей группе...

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности

Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого  года жизни в подготовительной группе  ...

Рабочая программа по освоению детьми от 1 года до 3 лет основной образовательной программы дошкольного образования детьми в группе раннего возраста «Б» общеразвивающей направленности

Рабочая программа по освоению детьми от 1 года до 3 лет  основной образовательной программы дошкольного образования детьми в группе раннего возраста «Б» общеразвивающей направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...