К вопросу о влиянии мультфильмов на развитие нравственных отношений детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)
К вопросу о влиянии мультфильмов на развитие
нравственных отношений детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nina_.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о влиянии мультфильмов на развитие
нравственных отношений детей 6-7 лет
Стремительное развитие информационных технологий в современном мире привело к тому, что длительное погружение в медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи с этим возникла проблема неконтролируемого контакта детей с потоком медиаинформации при отсутствии педагогического сопровождения. Согласно результатам социологического опроса наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм.
Мультфильмы создаются в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте и обладают высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей являются проводниками нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания.
Как известно, дошкольный возраст характеризуется интенсивным становлением нравственных отношений установок и чувств. Следовательно, нравственно-развивающий потенциал мультфильмов может быть использован в системе развития нравственных отношений дошкольников.
Нравственные отношения – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны – поступки, практические действия, поэтому суть нравственных отношений между людьми составляет соединение слова и дела. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые проявляются в понимании своего долга, ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом. Нравственные качества не даются людям с рождения, их предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста под руководством взрослых.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.
Как отмечают исследователи, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих эстетическим и нравственным эталонам. Современные мультфильмы пропагандируют ложные идеалы, являются источником детской агрессии, страхов и деформации личности. В таких мультфильмах за поверхностной веселостью, развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры.
Итак, мультфильмы оказывают сильное влияние на нравственное становление личности ребенка-дошкольника и занимают значимое место в общей системе факторов его социализации. Поэтому без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы влияния мультфильмов на нравственное развитие детей 6-7 лет могут стать неуправляемыми, бесконтрольными. И тогда при отсутствии грамотного педагогического сопровождения будет теряться значимость нравственно-развивающего потенциала мультфильмов в становлении личности дошкольника.
В силу возрастных особенностей дошкольник не в состоянии критически относиться к увиденному. Восприятию ребенка данного возраста свойственны наивно-реалистический характер, фрагментарность, фабульность, в то время как педагогическое сопровождение вносит в детское восприятие осознанность, вербальность и способствует адекватной интерпретации художественных образов.
Таким образом, влияние мультфильмов на развитие нравственных отношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современности. Мы рекомендуем совместный просмотр мультфильмов с детьми родителям, педагогам, а также пояснять им эпизоды, поведение героев, их межличностные взаимоотношения друг с другом. Педагогическое сопровождение просмотра и обсуждения мультфильмов со сверстниками и взрослыми способствует развитию нравственных отношений детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 133–141.
2. Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 3. – С. 25–33.
3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1980. – Т.2. – С. 120, 170. – 388.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста
На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечес...
Влияние мультфильмов на развитие личности детей дошкольного возраста
Мультфильм - мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная му...
Влияние мультфильмов на психическое развитие детей.
Материал содержит список рекомендованных мультфильмов для детей 3-х лет, а также информацию о том, как влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка....
«Влияние мультфильмов на формирование психики детей»
Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой ст...
Консультация для родителей "Влияние мультфильмов на психическое развитие детей"
Влияние мультфильмов на психическое развитие детей...
Влияние мультфильмов на речевое развитие детей раннего возраста
Как мультики влияют на речь и поведение малышей...
Влияние мультфильмов на формирование психики детей
Не маловажную роль в жизни детей играют мультфильмы. Они, с одной стороны, позволяют родителям отвлечь чем-либо ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны...