Влияние мультфильмов на речевое развитие детей раннего возраста
план-конспект

Курочкина Оксана Александровна

Как мультики влияют на речь и поведение малышей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurochkina_oksana.itogovaya_rabota_po_kursam.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального педагогического образования

центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический центр»

Петродворцового района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

мероприятия для родителей –

круглый стол

«Влияние мультфильма на речевое развитие ребенка раннего возраста»

Составил:

слушатель курса повышения квалификации

Курочкина

Оксана Александровна

Санкт-Петербург

2020 г.


Круглый стол для родителей

в первой группе раннего возраста

«Влияние мультфильма на речевое развитие ребенка раннего возраста»

Цель: изучение влияния мультфильмов на речевое развитие детей раннего возраста.

Задачи:

  • определить степень вредности и полезности мультфильмов на речь ребенка;
  • знакомство родителей с положительным и отрицательным воздействием мультфильмов на психику ребенка;
  • познакомить родителей с комментариями специалистов по современным детским мультсериалам;
  • дать родителям рекомендации по подбору мультфильмов для просмотра детям.

Участники: родители (законные представители) воспитанников, воспитатели.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей «Мультфильм и ребенок».
  • Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по данному вопросу.

План проведения:

I. Вступительная часть

II. Основная часть

  1. Введение в проблему- мнение специалистов.
  2. Обратная связь с родителями.
  3. Рекомендации для просмотра мультфильмов детям от 1,5 до 3 лет.

III. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

I. Вступительный этап

Приветствие ведущего: «Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы присутствуете на нашем собрании. Ни для кого не секрет, что дети очень любят смотреть мультики. Дорогие родители, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое влияние могут оказывать мультфильмы на детей? Прежде чем мы начнем обсуждать вопрос о том, как мультфильмы влияют на детское развитие, предлагаю Вам продолжить фразу «Мультфильмы для Вас – это...» (предположительные ответы родителей)

Конечно, «теле-няня» очень выручает родителей - можно отдохнуть или заняться делами, пока ребенок смотрит мультфильмы. Но недооценивать воздействие мультфильмов на ребенка нельзя!

II. Основная часть

  1. Введение в проблему - мнение специалистов

Вы сами отметили, когда отвечали на мой вопрос, что мультфильмы обладают огромным воспитательным потенциалом и могут оказывать на воспитание детей как положительное, так и отрицательное воздействие.

Обратимся к мнению специалистов. В работах российских психологов отмечено, что правильно подобранные мультфильмы способны развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют словарный запас и могут использовать в повседневной речи интересные фразы.

«Просмотр мультфильмов детьми до 3-х лет может вызывать необратимые последствия психики», — считает педагог — психолог Наталья Матушкина, начальник координационно — аналитического отдела Московского городского Центра психолого — педагогической экспертизы игр и игрушек. Кроме того, медики считают, что:

  • до 2-3х лет содержание мультфильма не воспринимается ребенком;
  • до 3-х лет зрительная система еще формируется, и просмотр анимации нарушает процесс формирования и становления зрительной функции ребенка;
  • просмотр мультфильмов до 3-х лет ведет к перенагрузке центральной нервной системы, что приводит к гиперактивности или заторможенности;
  • самостоятельный просмотр «неправильных» анимационных фильмов ведет к задержке в речевом развитии;
  • при длительном просмотре повышается риск развития синдрома дефицита внимания, когда кроха вместо живого общения с родителями получает недостающие эмоции с экрана телевизора.
  1. Обратная связь с родителями

«Мы услышали мнение специалистов и конечно задаём себе вопросы, которые волнуют родителей детей раннего возраста: можно ли детям смотреть телевизор? И какое влияние оказывают мультфильмы на речь детей: положительное или отрицательное? Как вы сами отвечаете на эти вопросы?» (предполагаемые ответы родителей)

Так почему же специалисты считают- с точки зрения развития речи, чем позже состоится знакомство ребенка с телевизором, тем лучше (после 3 лет)?

1.Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи.  Для того чтобы ребенок хорошо развивался, важно, чтобы он не только мог произнести слово или фразу, но и понимал их значение. Помочь ему в этом могут только взрослые: объяснить, что означает слово; нарисовать картинку и тем самым создать образ этого слова. Из мультфильмов дети просто «хватают» отдельные слова и фразы и пытаются их применить в похожей ситуации,  совершенно не понимая их смысл.

2.Темп речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорен. А для того, чтобы малыш имел возможность развивать собственную речь, необходимо с ним говорить неспешно и четко.

3.Просмотр мультфильмов формирует у ребенка вынужденное (непроизвольное) внимание: резкие внезапные изменения, движения, сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана). И в этот момент он не может думать о чем- то другом. Просматривая мультик, ребенок настолько увлечен активными действиями на экране, что просто не способен думать и анализировать. А для успешного развития речи необходимо учить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать произвольное внимание.

4.Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Чтобы научиться читать, необходимо приложить усилия, а в мультике все легко и просто: сиди и смотри.

3.Рекомендации родителям к просмотру мультфильмов детьми 1,5-3 лет

Но если вы все- таки решили показывать ребенку (до 3 лет) мультфильмы, соблюдайте несколько правил:

  1. Тщательно выбирайте мультики. Лучше смотреть советские мультфильмы, т.к. они очень добрые и правильные по содержанию.
  2. В советских мультфильмах даже отрицательные герои очень милые и не вызывают чувство страха.
  3. В отечественных мультфильмах к каждому звуку подобрано соответственное движение губ. Кроме того, персонажей озвучивают прекрасные актеры, которые выговаривают слова четко и ясно с выразительной интонацией.
  4. Ограничивайте время просмотра телевизора.

Для примера:

Нормы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения

детям от 0 до 3-х лет просмотр телепередач запрещен полностью;

от 3 до 7 лет— до 30 минут в день;

от 7 до 10 лет — 30—50 минут в день;

от 11 до 18 лет — 1—3 часа в день.

  1. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы- как ребёнок понял сюжет мультфильма, ко из героев понравился или нет и почему?

Как отличить хороший мультик?

  • Хороший мультфильм всегда учит добру.
  • Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности.
  • В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра. Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо.
  • Хороший мультфильм воспитывает эстетический вкус и учит прекрасному.

Плохой мультик-на что обратить внимание

  • У таких мультфильмов нет логичной сюжетной линии. Ребенок не сможет рассказать, о чем мультфильм.

  • В таких мультфильмах отрицательные и положительные герои не определены четко.

  • Часто в таких мультиках можно услышать грубую речь.

  • Если говорить об оформлении, то краски в таком мультфильме ядовито — яркие, а частые вспышки и мерцание экрана гипнотизируют взгляд, музыкальное сопровождение выбрано резкое, громкое.

  • Персонажи современных мультфильмов иногда рисуют в виде монстров и уродцев неопределенного пола. Родители не должны забывать, что дети часто идентифицируют себя с главным персонажем, у ребенка может исказиться его самоощущение.

Список мультфильмов для просмотра детям от 1,5 до 3 лет

Навык речи появляется у детей в раннем возрасте. Хорошую дикцию необходимо развивать. После двух лет малыши способны внимательно слушать и запоминать наизусть небольшие четверостишия. Но приобщить их к обучающему занятию непросто. К счастью разработаны развивающие мультфильмы, помогающие маме научить ребенка важным вещам:

«Веселая радуга» - забавная пирамидка в виде клоуна учит деток всем цветам радуги. В каждой серии описывается только один оттенок. Легче запомнить цвет помогает главный персонаж, он в игровой форме предлагает маленьким зрителям найти необходимый цвет.

«Даша-путешественница» - этот мультик поможет быстрее развить речь, память и сообразительность. Маленькая девочка постоянно общается с детьми по ту сторону экрана, просит их оказать помощь в поиске предметов, которые спрятал лисенок Жулик, учит словам.

«Смешарики» - российский мультик, направленный на развитие малышей, учит любить, дружить, выручать друг друга в трудных ситуациях. Каждая серия в игровой форме обучает маленьких зрителей хорошим качествам, новым вещам, знакомит с интересными фактами.

«Мультмама» - обучающий мультик от российских производителей «МультМама». Главным героем является карандаш, рисующий геометрические фигуры. Яркая, красочная цветовая гамма и пищащие звуки заинтересуют ребенка, позволят быстрей изучить формы предметов.

«Малышарики» - история про маленьких смешариков обучает и развлекает деток одновременно. Ребенок с каждым просмотром приобретает знания касаемо всех необходимых ему жизненных сфер.

III. Подведение итогов собрания

Заключительное слово ведущего: «Уважаемые родители ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. Пусть они, подражая героям добрых мультфильмов, шутят, смеются. (Предложить родителям высказать мнение о полученной информации, её полноте и необходимости; поделиться опытом в данном вопросе) -(предположительные ответы родителей).

Берегите своих детей! Спасибо за внимание!

Список используемых источников:

-https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-vliyanie-multfilmov-na-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3004789.html

- https://www.maam.ru

-Л.Н.Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет».

-А.А. Гуськова «Мультфильмы в детском саду».


Приложение 1

Анкетирование родителей

№ п/п

Вопросы

1

В каком возрасте Ваш ребенок начал смотреть мультфильмы?

2

Первый мультфильм, который посмотрел Ваш ребенок

3

Время просмотра мультфильма в неделю

4

Любимые мультфильмы Вашего ребенка

5

Какие мультфильмы Вы не разрешаете смотреть своим детям?


Приложение 2

Памятка для родителей

1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.

2) Учить дружить.

3) Помогать изучать окружающий мир

4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны быть примером: показывать, как нужно выполнять те или иные действия.

5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.

6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.

7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста»

Использованием пальчиковых игр можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что соз...

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические,физиологические и психологические аспекты [37]. Одним из показателе...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста ".

"Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста "....