центры активности детей
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Плешкова Ксения Ивановна

В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, а так же уголки ППРС, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия физической среды:

- возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- интересам и предпочтениям детей;

- теме, которую проходят дети группы в текущий период;

- возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.

Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития:

- Социально- коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

- Художественно-эстетическое развитие,

- Речевое развитие,

- Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие:

Центры социально-личностного развития:

Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел.

Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.

«С/р игр»

расположен в группе на ковре, пространство для с/р игр, четко определено и имеет границы, которые препятствуют детям, не занятым в игре, вбегать в эту зону и прерывать игру, и в то же время у других детей при желании есть возможность присоединиться.

Здесь есть картотека с/р игр, имеются необходимые атрибуты и оборудования для более 10 сюжетно-ролевых игр, подобраны тематические коллекции игрушек, имеются наборы детской мебели, комплекты постельного белья, кукольная одежда по сезонам, куклы разных размеров. Также имеются предметы заместители, предметы ряжения, телефоны детские, мягкие и резиновые игрушки.

Центр познавательно-речевого развития

Речевое развитие происходит за счет расширения словаря ребенка при обсуждении плана, в процессе игр.

В творческой игре дети осуществляет такие виды действий, которые:

- способствуют развитию пяти чувств;

- развивают активную и пассивную речь;

- помогают разобраться во взаимоотношениях людей и освоить образцы поведения;

- увязывают представления между собой;

- стимулируют творческую мысль и решение проблем;

- увеличивают самоуважение;

- развивают способы выражения эмоций и чувств;

- знаменуют радость и свободу детства.

 

В группе имеется книжный уголок, стеллаж для книг, в котором еженедельно меняются книги по темам;

«Библиотека» по программе и любимые книги детей, энциклопедии и справочная литература, словари, книги из прошлого жизни людей, знакомящие с культурой русского народа, сказки, стихи великих поэтов, загадки, потешки, игры.

Имеются книжки-картинки, книжки-раскладушки,

портреты и биографии детских поэтов и писателей, фонотека сказок.

Имеется магнитофон и диски со сказками и литературными произведениями для детей.

«Библиотека»

Эффективное обучение в этом центре основывается на поддержании интереса ребенка к называнию букв, высказываниям, чтению, письму.

В этом центре осуществляется:

- Ознакомление с художественной литературой разных жанров и народов, произведениями русских и зарубежных писателей;

- Воспитание интереса к книге, к слушанию литературных произведений, к самостоятельному чтению;

- Воспитание нравственности и духовности посредством ознакомления с детской классической литературой;

- Развитие творческих способностей посредством изготовления книг – самоделок;

· Иллюстрации по сказкам детских поэтов и писателей

· Художественная литература: хрестоматии, сказки, стихи, рассказы,

загадки, пословицы, потешки и т.д.

Патриотический уголок

содержит: портреты президента РФ, символику России,

«Моя малая родина»;

«Мой город»;

альбомы и наборы открыток с видами городов;

Фигурки  и иллюстрации одежды и костюмов народов мира.

Центр «Математики и сенсорики»

- Цифры от 1 до 10

магнитная доска с магнитами; предметные картинки, счетные палочки, формы, часы.

 

- геометрические фигуры и формы (шары разных размеров, кубики, конусы, призмы и др.)

- Картотека математических игр

Цифры разных видов и комплекты цифр и математических знаков на каждого ребенка, счетный материал (морковки по 10 шт. на каждого ребенка, зайчики, листья, бабочки, флажки и др.)

- счетный материал по 10 шт для образца (птички, грибы, яблоки и др.)

Предметные картинки и фигуры для игр:

Игры на сериацию для установления предметов по порядку;

-Игры на счет: на установление числа и количества предметов;

- Игры: на вычисления предметов; классификацию, измерение; сравнение.

А также логико-математические игры, рабочие тетради по математике.

«Шашки». Настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», «Ассоциации», «Танграммы», «Весёлый счет», «Найди похожий предмет», «Подбери предмет», «От 0 до 10» и т.д

Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели

Центр строительства и конструирования

В центре строительства дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы. Освоение конструирования проходит ряд этапов – от простого перетаскивания блоков к созданию и обыгрыванию сложных построек.

В центре развиваем у детей способность различать и называть строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок). Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Игры развертываются на ковровой дорожке,

дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы (блоки) конструкторов разной величины и формы. Разные виды строительного материала: кубы, кубики разных размеров, цилиндры пластмассовые, пластины.

Дети исследуют строительные элементы, конструируют и разигрывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы». «Автозаправка»

В центре имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий , средний,

фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Развиваем умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»), сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Художественно-эстетическое развитие:

Центр изобразительного и конструктивного творчества.

Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:

- развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природного материала, бумаги, коробок и т.д;

- развитие навыков и умений по использованию различных изобразительных материалов, освоение различных изобразительных техник;

- приобретение опыта координации руки и зрения;

- освоение элементарных способов рисования и лепки предметов и объектов окружающей действительности;

- формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.

- знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;

- формирование представлений о разных жанрах художественного искусства: живопись, графика,

- развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса;

Собраны альбомы, раскраски, бумага для рисования (калька, печатная, газетная, в полоску и в клеточку), цветная бумага, цветной картон, белый картон, бархатная бумага, гофрированная бумага, цветные мелки, смываемые маркеры, трафареты для рисования, карандаши (цветные, простые, восковые), фломастеры, краски (акварельная и «Гуашь»; кисточки беличьи разных размеров, кисти для клея,

ножницы, клей ПВА, клей карандаш пластилина, влажная глина для лепки.

Материалы для коллажей,, бросовый материал (скобки, тесьма, шерстяные нитки, крупы, мука, и др. природный материал).

Собраны альбомы различных росписей (Гжель, Хохлома, Дымка, Жостовская росписьи др.), образцы поделок с росписью (барышня, уточка, курочка, козленок, и др.).

· роспись, хохлома, гжель, жостовская роспись (подносы) Картинки и иллюстрации: пейзажи, натюрморты, портреты

· Схемы: животных, деревьев, птиц, людей, транспорта (шаблоны

· Трафареты: силуэты с различной тематикой для мальчиков и девочек

· Раскраски: «Веселые зверята», «Транспорт», «Овощи и фрукты»,

· «Сказки», «Спорт», «Динозавры», «Праздники» Альбомы: художников, образцы росписей.

· Дидактические игры «Узнай роспись», «Опиши игрушки», «Собери радугу» и др.

Музыкальный центр

Направлен на создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры.

Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений; на формирование желания участвовать в кукольных спектаклях, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т.д.

 

 центре «Музыки» собраны различные музыкальные инструменты, атрибуты к подвижным музыкальным играм, картотеки дидактических, музыкальных игр,

портреты композиторов, музыкальный альбом.

Музыкальные инструменты:

пианино детское, металлофоны (деревянный, металлический, игрушечный),

дудочки, бубен, погремушки, уголки, свистулька, шумовые инструменты,

шарманка и др.)

Портреты композиторов (П.И. Чайковсский, Л. Бетховен, И.С. Бах и др.) Иллюстрации к песенному репертуару, сказкам

В  «Театральном уголке»

собраны методическая литература, консультации, сценарии,

- инсценировки, картинки, песни, маски,  рус. нар. костюмы, косоворотки, пальчиковый театр, настольный театр фигурки,юбки, платья, сарафаны, платки, шапочки шарфы и др.

В уголке «Экспериментирования»:

Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком, водой. Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость кол-ва от формы, порядковый счет и т.д. Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ. Физическое развитие: использование координации глаз – рука, освоение тонкой моторики.

 

Центр физического развития и здоровья:

направлен на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

В спортивном центре имеется спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных и малоподвижных игр, нетрадиционное спортивное оборудование, массажные и ребристые коврики для закаливающих процедур, картотека подвижных игр с детьми в группе и на улице. В нем есть:

гантели, скакалки, мячи (резиновые и матерчатые), кубики разных размеров, шайбы, мешочки для метания, кольцебросы,

Массажная дорожка для ног, канат, дренажная дорожка, ленты, платочки, подушки. Картотека подвижных игр (народные, хороводные) - упражнения на дыхательную гимнастику.       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей

Рассматривается построение развивающей среды ДОУ в условиях интегративного подхода....

Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей

Центры развития активности детей в групповых помещенияхОбразовательная областьЦентры активностиИнтегративная направленность деятельности центраПознавательно-речевое направление развития детейПознаниеИ...

Паспорта центров активности детей в ДОУ

Паспорта центров активности детей в ДОУ...

Семинар "Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей"

Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педаго...

Доклад на педсовете: "Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей в ДОУ"

Доклад на педсоветеИнтегративный подход и к организации развивающих центров активности детей в ДОУПри проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников...

Центры активности детей в группе «Радуга»

В группе организованы ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ – игровые зоны, а так же уголки ППРС, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятель...