Разработка рабочей программы педагога по ФГОС ДО
рабочая программа
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ: разделы и структура рабочей программы по ФГОС ДО, требования к оформлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_razrabotke_rabochey_programmy_pedagoga_dou_po_fgos.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г.
Раздел «должностные обязанности»: «воспитатель (включая старшего) – разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».
ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО») - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по ФГОС ДО:
- Титульный лист
- Содержание:
- Целевой раздел:
Целевой раздел включает в себя:
а) пояснительную записку:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей группы.
б) планируемые результаты освоения Программы:
- конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
4. Содержательный раздел:
1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие».
• «Познавательное развитие».
• «Речевое развитие».
• «Художественно-эстетическое развитие».
• «Физическое развитие».
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
4. Способы и направления поддержки детской инициативы
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
6.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы)
7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.
5. Организационный раздел:
1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
2. Режим дня.
Может быть включено: после «режима дня» - двигательный режим, сетка закаливания,
3. Циклограмма деятельности.
4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка ООД.
5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист - это своего рода "визитная карточка" Программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь должна быть указана только самая необходимая информация:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена данная Программа;
(в правом верхнем углу – УТВЕРЖДЕНО заведующим ДОУ (дата, подпись, номер приказа, печать);
в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, (номер протокола, дата);
- полное название Программы (например, «Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя группа»);
- составлена на основе примерной образовательной Программы дошкольного образования (2019г) (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2019 г));
- срок реализации Программы (учебный год);
- Ф. И. О. и должность автора (авторов);
- год разработки программы.
2. Содержание
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы (далее Программа) разработана в соответствии с ООП «Детского сада №», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от _ до _ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому.
Используются парциальные программы: (перечислить)
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
2) Цель и задачи Программы (из примерной программы, т.е. «От рождения до школы»):
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть):
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (из парциальных программ ДОУ):
3) Принципы и подходы к организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
4) Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ____группы
(Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.)
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
(выписать из Программы по возрастной группе)
- Содержательный раздел:
1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Физическое развитие».
Дается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной Программы дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство).
- Социально-коммуникативное развитие
может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд - может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.
Игровая деятельность - представлена в формах образовательной деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические и др.
- Познавательное развитие
представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
- Речевое развитие / Развитие речи
формы образовательной деятельности: беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
- Художественно-эстетическое развитие
а) изобразительная деятельность. Формы: рисование, лепка, аппликация.
Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
б) восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы: беседы, слушание произведений худож. литературы, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра и др.
в) музыкальная деятельность. Формы: слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.
- Физическое развитие / Двигательная деятельность.
Формы: подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники.
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы) можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации Программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы)
4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы)
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы)
6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) - прописывается содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области
7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для логопедической группы)
5. Организационный раздел:
1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
2. Режим дня.
Может быть включено: после режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания.
3. Циклограмма деятельности.
4. Выписка из учебного плана для своей группы, Расписание ОД.
5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Требования к оформлению Рабочей программы
1. Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 14 пт.
2. По контуру листа оставляются поля:
Левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм
3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разработка рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО(из опыта работы)"
Презентация поможет в создании рабочих программ педагогов....
Особенности разработки рабочей программы педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Раскрыта структура рабочей программы для педагогов, требования к её оформлению по ФГОС...
Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО
Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО...
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога по ФГОС ДО.
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога по ФГОС ДО....
Разработка рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ДО
Разработка рабочей программы педагога ДОУ...
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО ...
Разработка рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО
Структура по разработке рабочей программы...