Патриотическая беседа.
материал (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

Вашему вниманию предоставляется беседа с детьми. Знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическая беседа.32.45 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА - ИГРА «ПРАВА РЕБЕНКА»

Группа:  Подготовительная к школе группа.

Цель занятия:  Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи: 

Образовательная:  закреплять знания о правах ребенка.

Развивающие:  развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитание  правового мировоззрения,  чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Взаимодополнение образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,              

«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».

Культурные практики: образовательные, коммуникативные;  организационные; игровые; художественные.

Индивидуальная работа:  Работа над выразительностью чтения стихотворений ребятами

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, дидактические игры «Доскажи словечко», отгадывание ребусов, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев. Рассматривание иллюстраций к сказкам.  Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.  Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

Оборудование:

Иллюстрации, изображающие права человека; иллюстрации с различными сказками; д/и «Кто где живёт? »; разрезные картинки по сказкам,  Медальоны цветка на каждого ребенка. книга: «Конвенция о правах ребенка».

Ход НОД

I. Водная часть.

Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу с приемной, здороваются с гостями, садятся на стульчики, которые стоят полукругом….

Фоновая музыка «Счастье».

 Ребята, возьмите в руки своих игрушечных друзей и закройте глаза. Каждый из вас держит в своих ладошках  маленького пушистого зверька – любимого котенка или щенка. Он так нуждается в вашей дружбе и заботе, он полностью вам доверяет и потому спокойно засыпает у вас на руках. Вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным… И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите его рядом с собой, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь  приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! Выключается музыка.

-А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?

- У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

- Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

- Ребята, как называется этот документ?

- Конвенция.

- Что записано в этом документе?

- Права детей.

- В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь и маленький человек - ребенок тоже имеет право жить.

-Ребята, посмотрите, у меня ещё есть одна книга  это «Сказочная конвенция».

- Как вы думаете, что там? (Ответы детей)

- Давайте откроем её и посмотрим!

- В Сказочной конвенции наши друзья - герои любимых сказок. Их права нарушаются, и они нас приглашают к себе в сказку для того, что бы мы  определили какое право нарушено.

-Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)

-Ну, тогда в путь!

-Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!

-Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)

-Давайте хором скажем наше заклинание:

Книжка-книжка, помоги!

Двери в сказку отвари!

(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

-Посмотрите, мы в сказке…нас окружают сказочные герои!

II. Основная часть.

1. Каждый ребенок имеет право на имя.

Но что это такое?!

( На магнитной доске прикреплено 3 карточки с изображением сказочных героев, две с подписанными именами, а третья – без имени)

-  Ребята, как вы думаете, какое право сказочных героев здесь нарушено? (Право на имя)
- А что это за право такое, когда оно дается? (
Ответы детей).
- Какой документ вы получаете при рождении?  (
Свидетельство о рождении - показать) Это ваш первый в жизни документ, в котором записано ваше первое право – право на имя и гражданство.

Дети все без исключения

Имена иметь должны,

И любой малыш с рождения –

Гражданин своей страны.

Давайте сейчас поиграем в игру «Клубочек».

- Мы будем передавать друг другу клубочек и называть свое имя, отчество, фамилию.

-Ребята, а вы еще знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Давайте, передавая мяч, сейчас назовем своего соседа ласковым именем. Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен! И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя.

Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый фломастер и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут) 
Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.

А какое же имя у нашего сказочного героя?

2. Каждый ребенок имеет право на любовь и понимание.

Ребята, посмотрите, что это за письмо к нам пришло. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?"

Как вы думаете, кто написал это письмо? (Это письмо написал Гадкий утенок)

- Почему жители птичьего двора его обижают? (Потому, что он не похож на других)

- Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку? (Нет, они нарушили право)

- А что это за право? (право на любовь и понимание)

А сейчас давайте соединим точки на листе, и посмотрим, что у нас получится. (Ребенок соединяет точки маркером)

-  Что получилось?  (Лебедь)

- Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе. Давайте мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый… ( дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый)  Я думаю, что теперь утенку стало намного лучше и веселее.

Проведем физкультминутку «Смешные человечки» (в парах)

Смешные человечки (пальчиками перебирают др. другу от запястья к плечу)

Бежали возле речки,

Прыгали, скакали, (постукивание пальчиками по плечам)

Солнышко встречали, (ладошки приложить к щекам)

Забрались на мостик (сделать из рук мостик)

И забили гвоздик, (сжать кулачки и постучать ими)

Вдруг упали в речку: (присесть)

Где же человечки? (легко пощекотать друг друга)

-  Ребята, вам было приятно играть друг с другом? Посмотрите, какие вы стали веселые, у всех светятся глазки. Все любят, когда с ним обращаются ласково, нежно. И никому не нравится, когда грубят, обижают, не хотят с ним играть.

Ребенку важно быть любимым,

Поддержку видеть, понимание,

Ведь детям так необходимы

Забота взрослых  и внимание.

3. Жилище неприкосновенно.

Ребята, давайте посмотрим, что же это еще к нам пришло по сказочной почте! (иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» )  

- Какие это сказки? Почему их нам прислали сказочные герои?  (в них нарушены права на неприкосновенность жилища)

Д/И «Чей домик?»:

 - Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.

Дети раскладывают: у птицы - гнездо, у белки – дупло, у медведя – берлога, у собаки – конура, у пчел – улей, у мышки и лисицы – нора.

И у нас есть свои дома. Давайте построим свой дом из кубиков, которые есть у нас в группе.

Ребята, никто не имеет право занять или отобрать наш дом. Жилище неприкосновенно.

А какие пословицы о доме вы знаете?

- Без хозяина дом – сирота!

- В родном доме и стены помогают.

- Человек без угла, что птица без крыла.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Дом как полная чаша.

- Дом вести, не лапти плести.

4. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях

-  У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."

Кто узнал, что это за сказка? (Морозко)

-Для того чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус.

На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»

- Какое право зашифровано в этом ребусе? (право на семью)

- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся  друг о друге, любят друг друга)

- А кто  входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)

-Молодцы! Много знаете родственников!

- И так, повторим   какое же право нарушено? (Право на семью)

Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.

Раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц.  Давайте вспомним  пословицы  о семье?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

   И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

5. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, а также имеет право расти и развиваться.

(Звучит песня «Чему учат в школе» и на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино)

- Кто же нас ждет на следующей  странице? (Буратино и Незнайка)

- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас? (О праве на образование)

-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?

(Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…)

- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

- А вы в детском саду, чем занимаетесь?

- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:

Уложив тетрадки, книжки,

Пошли в школу ребятишки.

Две девчонки впереди,

А мальчишки позади,

Дружных пять идут ребят.

Если двое впереди,

Сколько было позади? (3)

- Молодцы, справились с заданием.

- А вот следующее задание.

Игра «Восстанови пословицу» (Игра с мячом в кругу) Воспитатель начинает

пословицу, дети должны ее закончить.

Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами:

Век живи…(век учись)

Учиться всегда …(пригодится)

Ученье – свет…(а не ученье-тьма)

Тяжело в ученье…(Легко в бою)

- Молодцы, и с этим заданием справились легко.

-А теперь задание посложнее:

Игра «Вставьте слово» (игра проводится с мячом)

Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист).

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - …(молодец)!     

- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?

  праве на бесплатное образование).

А так же каждый ребенок имеет право расти и развиваться.

Тяга к знаниям - право ребят

В этом важном похвальном желании

Государство должно помогать,

Гарантировать образование!

6. Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание

(Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом)

- Что это за сказочный персонаж пришел к нам в гости?  

Ребенок читает:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?  ( Ветеринар)
- О каком праве пришла пора нам говорить? ( О праве на медицинское обслуживание)
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду? Ответы детей.
- А вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?

Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
- Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?

(Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку)                                    

7. Права детей

-  Ну, а сейчас давайте проверим, как же вы запомнили свои права,  поиграем.

Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев» или «Найди лишнюю картинку»

Детям предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на жизнь и др.) Ребенок должен назвать сказку, определить, какое право в ней нарушено, найти лишнюю картинку.

Ребенок: Это сказки «Три поросенка»  «Лиса и заяц », «Теремок», - в них нарушено право на неприкосновенность жилища, а вот сказка «Лягушка-путешественница» здесь лишняя.

Ребенок: Это сказки «Красная Шапочка», «Кот, лиса и петух», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - в них нарушено право на жизнь, а сказка о «Царевне Лягушке» лишняя.

-Мы помогли всем? (Да)

-Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите!

Конвенцию мы изучаем

И вас к тому же призываем!

III. Заключительная часть.

- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги,

                                                         в группу нас верни!

Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав!  Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили? (право на имя, право на любовь и понимание, право воспитываться в семье, право на бесплатное образование, медицинскую помощь, и право на неприкосновенность жилища)

-  Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)

Я предлагаю закончить наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.

1-й ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы вместе жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы вместе дружить,

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

2-й ребенок:

Пусть дети смеются звонко

Подрастают с каждым днем,

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

3-й ребенок:

Детство только раз бывает

У ребят любой страны,

Пусть никто из них не знает

Горя черного – войны.

4-й ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить,

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект патриотической беседы "По страницам истории"

Цели:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;Воспитывать чувство гордос...

Нравственно-патриотические беседы для детей младшей группы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

Патриотические беседы для детей старшего дошкольного возраста

Патриотические беседы для детей старшегодошкольного возраста...

Патриотические беседы.Блокада Ленинграда.

Город Ленинград был значимойй целью для немецких войску.Это был второй город страны,промышленная кузница и крупный важнейший порт.Это был город важный для русской истории и культуры.Все понимали, что ...

План проведения нравственно-патриотических бесед "Разговоры о важном"

С целью воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и в рамках реализации Программы патриотического воспитания дошкольников р...