Общения педагога на эмоциональное благополучия детей
статья

Козловская Ирина Викторовна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchenie.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние общения педагога на эмоциональное благополучия детей старшего дошкольного возраста

        Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования к педагогу, который должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Таким образом, обеспечение эмоционального благополучия является одним из условий создания социальной ситуации развития детей.

        Для обеспечения эмоционального благополучия необходимо соблюдать некоторые условия:

        1. Непосредственное общение с каждым ребенком. Необходимо безусловное принятие педагогом каждого ребенка для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, собственных силах. Педагогу следует определить место в режиме дня для непосредственного общения с каждым ребенком. Оно происходит не только в условиях непосредственно организованного обучения, но и в утренний прием, на прогулке, при укладывании на дневной сон, в самостоятельной деятельности детей, в вечерний отрезок времени.

2. Обеспечение адекватной оценки действий дошкольника.

3. Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослого. В общение ребенка и педагога не допустимо навязывание своего мнения со стороны педагога, а также различных форм словесных манипуляций.

4. Обеспечение возможности уединения и отдыха. Педагогу необходимо обеспечить речевой покой при появлении такого желания у ребенка.

        Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

        Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских отношений среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми.  Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В.А. Петровским:

1. Модель «Невмешательства» в жизнь ребенка.

2. Учебно-дисциплинарная модель общения.

3. Личностно – ориентированная модель взаимодействия.

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, показывать пример своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль педагогического общения – педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Либеральный стиль педагогического общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста необходимо использовать демократичный стиль общения.

Кроме того, одним из факторов влияющих на эмоциональное благополучие дошкольников является оценка педагога.

В психолого-педагогической литературе категория оценки относится к методам поощрения и наказания. Под педагогической оценкой подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности или личности ребёнка, выражающееся в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д.

Исследования, направленные на изучение психического развития ребёнка, показали, что применительно к детям дошкольного возраста отсутствие оценки недопустимо. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его действий взрослыми. Эту коррекцию как раз и осуществляет оценка педагога.




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Консультация для педагогов на тему:«Эмоциональное благополучие детей.Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?»

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Памятка для педагогов "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ".

Приложение - буклет для семинара "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ"....

Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду –   это  его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта,  защищенности и доверия, важное условие сохр...

Консультация для педагогов на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей в период адаптации»

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

Презентация «Педагог, ребенок и родитель: эмоциональное благополучие детей через совместную деятельность в детском саду»

Презентация «Педагог, ребенок и родитель: эмоциональное благополучие детей через совместную деятельность в детском саду»...