Консультация для воспитателей "Интерактивная предметная среда в МДОУ, как компонент образовательного процесса".
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Интерактивная предметная среда в МДОУ, как компонент образовательного процесса»
Подготовила воспитатель
Золотарёва Людмила Николаевна. 2017 год.
Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образова-тельном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими. Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться - с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности; - с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие. Одни авторы исследуют развивающую среду с позиций "предметной среды", "предметного пространства", с учетом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. Другие современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н. Леонтьев и др.). Однако предметно-развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О.А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно-ориентированного взаимодействия В.В. Сабирзянова оценивает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов [3]. Безусловно, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда – организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций: Информационная функция – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. В связи с этим наиболее важные задачи предметно-развивающей среды можно определить таким образом: - предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности; - предметно-пространственная среда должна обеспечивать "зону ближайшего развития" ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей; - среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; - развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников. - предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности. Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности. Стало быть, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: - показ предмета и его называние; -показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. В таком случае, следует рассмотреть их подробнее. Показ предмета и его называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухо-зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки). Показ действий с предметами и их называние – другой методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности: совместное выполнение действий ребенка со взрослым (сопряженное и сопряженно-отраженное), отраженное выполнение действий ребенком (по последовательному показу взрослого), выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрослого, выполнение действий по памяти, самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции, самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей. Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации, ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды [1, с.91-92]. С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем: ввести детей в проблемную игровую ситуацию; способствовать мотивации детей к исследовательской деятельности; активизировать познавательный процесс; формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте. Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности. Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной-предметно-развивающих сред. Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей. Литература: Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.:УЦ "Перспектива",2011. – 208с. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Особенности организации совместной деятельности как компонента образовательного процесса"
В сообщении указаны особенности организации совместной деятельности. А так же совместная деятельность в системе отношений участников образовательного процесса. Предложены конспекты НОД....
Статья из опыта работы."Формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образовательному процессу"
Статья включает опыт работы музыкального руководителя в детском саду и направлена на формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образова...
«Значимость образовательной среды ООД в рамках вариативного образовательного процесса для осуществления развития личности по индивидуальной траектории»
Выступление на педагогическом совете...
Педагогический совет "Систематизация структурных компонентов образовательного процесса в ДОУ".
Планирование и организация образовательной деятельности в ДОУ....
Презентация "Макет как элемент предметной среды в комплексно-тематической организации образовательного процесса ДОУ
Применение макета в образовательном процессе....
«Интерактивные и тематические выставки как компонент образовательного процесса в ДОУ»
Районное методическое объединение«Обмен педагогическим опытом организации работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»...
«Основные компоненты образовательного процесса в детском саду: требования к их сочетаемости и взаимосвязи»
Планирование целостного образовательного процесса, основные принципы, виды планирования. Формы и варианты планирования....