«Волшебная соль»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по познавательно-
исследовательской деятельности с элементами
экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №91 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Конспект интегрированного занятия по познавательно-
исследовательской деятельности с элементами
экспериментирования
«Волшебная соль»
с использованием современных образовательных технологий.
(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).
Воспитатель:
Михайлова С.В.
Санкт – Петербург
2019
Возраст воспитанников: старшая группа
Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в
получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при
проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры
безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно –
следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных
представлений о свойствах, формах и видах соли и научить
использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и еѐ свойствах?»
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,
поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская
народная сказка: “Соль в кушанье»
Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
Соль ( крупного и мелкого помола).
Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
Картинки по теме «Где и как добывают соль»
Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.
Разноцветная соль, баночки для декорирования.
Чудесный мешочек
Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдѐм направо,
А теперь пойдѐм налево,
В центре круга соберѐмся,
И на место все вернѐмся
И друг другу улыбнемся
- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
1. Разминка:Игра «Наоборот»
Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий,
белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный,
голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий –
холодный , выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать.
- Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь.(Дети садятся на стульчики)
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в
моем чудесном мешочке.
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна.(соль)
2. Беседа о соли:
Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:
- Для чего нужна соль?(Соль необходима для жизни и здоровья
человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца,
нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани;
минеральное вещество – ЙОД))
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для
консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые
компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в
составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при
стирке)
- Для кого ещѐ соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие
насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли —
выпаривать морскую воду до тех пор, пока на еѐ поверхности не образуются
кристаллы, которые можно собрать в корзины.)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всѐ в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своѐ знакомство с солью и узнаем о ней
еще много интересного.Я предлагаю вам на время стать исследователями,
мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там
научный сотрудник
Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы .
- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования,
которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила
проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы еѐ рассмотрим
-Что вы можете сказать о еѐ внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду
соль похожа на порошок)
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Вывод: соль белая,крупная ,мелкая; рассыпается,она сыпучая;состоит из
маленьких кристаллов.
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
- Имеет ли соль запах?
- Какая соль на вкус?
- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –
мелкую соль и размешаем.
Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль не имеет запаха,растворяется в воде; мелкая соль растворяется
быстрее, чем крупная.
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша,
грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 3: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже
солѐная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солѐной воде легче
плавать?. Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солѐная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
(оно тонет)
А теперь кладу в солѐную воду. Теперь, что происходит с яйцом?
(оно всплывает)
-Какой вывод можно сделать? (в солѐной воде яйцо (предметы) не тонут).
А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку
немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на
свету.(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Вывод:Соль выступает как чистящее средство
- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всѐ, оказывается солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с
помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться
« НАША ПЛАНЕТА»
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к
работе
Пальчиковая игра:
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнѐм-мнѐм, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмѐм-жмѐм. (сгибание и разгибание кистей рук)
Объяснение:
Воспитатель:
1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг
простым карандашом.
2. На рисунок нанесите кисточкой клей.
3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него
клеем(Протрите руки салфеткой)
4. Раскрасьте соль,прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой
краски
(Вспомните,ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нѐм
обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша
планета, какой еѐ видят космонавты.Подумайте, что вы будете раскрашивать
сначала, а что потом?)
- Что делает краска с солью? (окрашивает)
- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка
5. Дождитесь полного высыхания
(Самостоятельная работа детей под музыку)
Пока, рисунок подсыхает:
Релаксация: «Солнечный зайчик»
- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю
соль на газету,положили рисунки на коврик СТОЛ?
- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?
(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным,
сказочным.)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?
( рисование солью).
Предложить детям встать в круг
- Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде,
не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет
свойства держать предмет), соль можно использовать как чистящее средство,
солью можно рисовать.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что
соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный
материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше
активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение
медалей).
(На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в
которые насыпана цветная соль)
- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика.
- Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали
нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы
нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу.У нас есть
емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть
разноцветной соли, которую мы приготовили заранее.
-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам
хорошее настроение.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...