Мастер - класс "Волшебные загадки"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема моего мастер-класса «Волшебные загадки» - как средство наглядного моделирования, позволяющее дошкольнику самостоятельно смоделировать загадку и запомнить ее текст. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методический прием, который я использую в работе с детьми по развитию связной речи.
На сегодняшний день хорошо развитая связная речь у дошкольников встречается редко. Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно и последовательно излагать свои мысли.
Для этого в своей работе я использую метод наглядного моделирования. Наглядность помогает детям называть предметы, их характерные признаки, действия, производимые с ними. Наглядные модели служат дидактическим материалом в работе с детьми по развитию связной речи.
В своей работе я использую следующие методы и приемы наглядного моделирования:
- предметную модель.
- предметно-схематическую модель.
- сюжетные картинки для пересказа сказок.
- геометрические фигуры-заместители для проигрывания сказок с детьми
- мнемотехнику- схемы для заучивания потешек, пословиц, стихов.
Обучая ребят приемам запоминания, я познакомила детей с разработанной знаковой символикой и внесла знаковую символику в речевую деятельность детей. При таком запоминании включаются в работу не только слуховые анализаторы, но и зрительные.
Как только дети поняли, что изображения и картинки помогают им легко запоминать текст, я предложила ребятам самим нарисовать короткий текст. Чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным, я использовала в своей работе бумажные колечки для рисунков детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали изображение - схему. Таким методом мы заучивали пословицы, поговорки, составляли и отгадывали загадки.
Именно на этом методе я и хотела сделать акцент в своем мастер-классе. Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Использование бумажных колечек развивает не только мыслительные процессы дошкольника, но и развивает мелкую моторику ребенка. Ребенок сам рисует рисунки на кружочка, сам вырезает и склеивает колечко. Сначала я сделала шаблоны колечек, распечатала кружочки для рисунков и предложила подгруппе детей нарисовать загадку. Рисовали мы самые простые загадки об овощах и фруктах.
Дети носили эти колечки домой, рисовали дома, затем приносили обратно в сад и загадывали друг другу загадки.
Все вместе мы отбирали самые лучшие загадки и складывали их в отдельную коробочку. Таким же способом мы рисовали потешки, пословицы, уже знакомые сказки, такие как колобок, теремок, три медведя.В нашей группе появилась традиция: после выходных я спрашивала детей, чем они занимались дома, куда ходили. А ребята составляли предложение о своих выходных и рисовали его на колечках. Бумажные колечки в группе лежат в свободном доступе.
Сейчас дети сами придумывают свои загадки, а мы их разгадываем.
Использование этих колечек помогает не только развивать связную речь, но и :
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи.
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Практика показала, что большинство детей заучивают текст в тот момент, когда рисуют картинки на колечках. При использовании данного методического приема, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, дети легко и быстро запоминают стихотворения, что обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формируется культура речи.
.Работа с фокус группой
Организационный момент
На каждого педагога я сделала заготовки для колечек. Они нам помогут в составлении загадок об овощах и фруктах. Я вам сейчас расскажу про знаковую символику, которую я ввела в группе и использовала при работе с детьми. Вам необходимо будет составить загадку из символов и зарисовать ее на кружочках. А затем эти рисунки наклеить на кружочки.
1 колечко: Где растет (над землей или под землей)
2 колечко: форма предмета
3 колечко: цвет предмета
4 колечко: размер
5 колечко: растет на кусту или на дереве.
Работа с залом и жюри
Пока наши коллеги составляют загадки, я расскажу вам о речевых кубах, которые я использую для пересказа сказок. На гранях кубов схематично изображены сказки. Складывая кубы, дети учатся пересказывать сказки, восстанавливать последовательность происходящих в них событий, правильно излагать свои мысли и строить предложения. Эти кубы предусматривают возможность обучать детей творческому рассказыванию. На подготовительном этапе мы читаем сказку, беседуем с детьми о прочитанном. На следующем этапе ребенок составляет из кубов последовательность действий в сказке и пересказывает ее. Когда, последовательность действий в сказке установлена, и не составляет большого труда пересказать уже знакомую сказку, я усложняю задание и добавляю еще одного нового героя в сказку. Это моделирование с заменой или добавлением персонажей, а так же с возможным изменением конца сказки. То есть, меняя положение куба, мы можем заменить картинку с героем сказки и рассказать её по - новому. Сейчас я составлю из кубов сказку и предлагаю вам отгадать ее название.
Возврат кфокус группе
Отгадывание составленных загадок
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер-класс "Загадки орнамента народа Коми"
Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возрастаОрганизация педагогического поиска через реализацию инновационных программПовышение т...
Презентация к мастер-классу"Загадки орнамента народа Коми"
Цель для детейУглубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.Развивать навык составления узоров из различных элементов.Способствовать развитию воображения.Воспитывать ак...
Презентация и конспект занятия мастер класса "Загадка как развитие речи детей старшего возраста"
"ЗАГАДКАКАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»
данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"
Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"...