«Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДО».
консультация

Консультация для воспитателей «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДО».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Администрация Неманского городского огруга

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                     «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА»

238710, Россия, Калининградская область, г. Неман, ул. Октябрьская, д. 17 ,

тел./факс. (8-40162)- 2-32-03,E-mail:shcola2.neman.@mail.ru

Консультация для воспитателей

Тема: «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДО».

 

Похожее изображение

 

 Бражникова Л. И.,

воспитатель

высшей категории

 декабрь 2018 уч. год

 Слайд 1

 «Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
                                   В.А.Сухомлинский

  (Слайд 2

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд 3

 Здоровьесберегающая технология это-целостная система  оздоровительных, коррекционных и профилактических  мер которые осуществляютсяв процессе взаимодействия.

Слайд 4

Цель- Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья

  •   Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ
  •    Научить использовать полученные

       знания в повседневной жизни. 

Слайд 5

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии сохранения и стимулирования  здоровья
  • технологии обучения здоровому образу жизни
  • коррекционные технологии 

В нашем детском саду широко применяются все виды здоровьесберегающих технологий   это

1. Физкультурные занятия-  организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и один раз на прогулке.

2. Утренняя гимнастика- это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры- это игры с правилами, где используются естественные движения.

4. Пальчиковая гимнастика- это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

5.Артикуляционная гимнастика- это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

6.Гимнастика для глаз- это упражнения для снятия глазного напряжения.

7. Двигательно-оздоровительные физкультминутки- это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях.

8. Бодрящая гимнастика- это переход от сна к бодрствованию через движения.

9.Коррегирующая гимнастика- это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и  мышц.

10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультурные досуги

12. Спортивные праздники.

 Сегодня расскажу и напомню о технологиях сохранения и стимулирования  здоровья -  о пальчиковой гимнастики, дыхательной, о физминутках,  массаже. Итак. 

Слайд 6 «Пальчиковая гимнастика»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев  приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы.  Японский врач Намикоси Токудзиро  создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Сейчас популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами, широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.

 Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

  Упражнения выполняются в медленном темпе, (от 3до 5 раз) сначала одной, потом другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

Давайте сделаем гимнастику для младшего возраста-

«Бобик» (младшая гр.), «Теремок» (средняя гр.), «Апельсин» (старшая гр.)

1.Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)

Белый лобик, черный нос   (показать на лице)

Бобик, Бобик, лапу дай!     (вытянуть руку вперед)

Сядь на коврик и не лай!   (погрозить пальчиком)

2.Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком )

Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)

Это – зайчик,  (указательный и средний – поднять, остальные сжать )                                                      

Это мышка,  (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)

Это ежик,      (ладони соединить, пальцы развести)

Это мишка  (руки у головы, пальцы согнуты)

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок  (хлопать в ладони)

3.Мы делили апельсин (вращение кулаком)

Много нас,           (развести пальцы)

 а он один              (все пальцы в кулак, указательный вверх)

Эта долька для ежа         (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Эта долька для чижа

Эта долька для зайчат

Эта долька для бельчат

Эта долька для бобра

А для волка кожура  (одна рука опущена вниз пальцы вместе, другая гладит сверху вниз)

Он сердит на нас беда (руки соединить у запястья, пальцы имитируют зубы)

 

 Слайд 7 «Физкультминутки для дошкольников»

Физминутка — это обязательный фрагмент каждого учебного занятия с дошкольниками.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины,  мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается  прежде всего по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма.  Физкультминутка как форма активного отдыха во время  занятий применяется для детей всех возрастных групп.

 вкючает в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища). Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, падают листочки.

Есть физкультурные паузы. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз можно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и  в физкультминутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. Физические упражнения, и игры должны быть хорошо знакомы детям. Еженедельные комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью, а выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Стихотворные физкультминутки помогают сочетать движения с ритмом дыхания,  а

 музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставляет след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат  педагогов.

Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Перед началом разноцветных физкультурных минуток эффективно использовать сюрпризный момент. Сначала дайте детям насладиться цветом, а потом предлагайте упражнения.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет огня, жажды жизни, скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает.  повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.

Оранжевый оказывает благоприятное воздействие на  замкнутых и недоверчивых детей,способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности.

Желтый – тонизирующий цвет. Этот цвет полон радости и оптимизма.   Стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием,  дисциплиной.

Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления

Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлениях глаз и нарушениях зрения.

Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты. Голубой цвет успокаивает душу.

Это особенно важно для детей страдающих страхами и навязчивыми идеями.

Синий  - цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением  

Белый –созидания способен стать великим исцеляющим цветом. У многих народов белый  воспринимается как символ жизни и добра.

 Существуют так же серые, пестрые, серебряные и золотые физкультминутки, а так же лесные, математические, физкультурные.

1. (красная) Наши красные цветки распускают лепестки.

(плавно поднять руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(качание руками влево, вправо)

Наши красные цветки закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают (наклон головы вправо, влево)

Тихо засыпают (закрыть глаза).

2.(физкультурная) Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.

(вращение руками вперед и назад)

Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.

(наклоны вперед, руки назад)

А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.

(Наклоны назад, руки на пояс)

И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.

(прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.

(ходьба на месте)

Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.

(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).

3.(игровая) П/И «Карусели» (ходьба и бег в разном темпе)

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите! Карусель остановите.

Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

4. (математическая) 1,2,3,4,5 – начинаем все считать.

Ты сначала посчитай, потом движенье выполняй.

Сколько на доске кружков – столько сделайте прыжков.(8)

Сколько раз ногою топну – над головой в ладоши хлопни. (7)

Сколько раз ударю в бубен – столько раз присядьте дружно. (5)

Сколько на поляне кленов – столько сделайте наклонов. (4)

Сколько там росло цветков – столько сделайте хлопков.(6)

 Слайд 8 «Дыхательная и звуковая гимнастика»

 От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например: частота дыхания и дыхание попеременно через правую и левую ноздрю влияют на функции мозга.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает   кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

 Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

 В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. Звук «М»- действует на мозг, зрение, слух.

«Е»- на горло, «О»- на сердце, «У»- на живот, «А»- на руки и ноги, «Ш» - на организм в целом.

Нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот, произнося при этом эти звуки. Вдох и выдох делать около 7 секунд.  И чем чаще его делать, тем лучше.

  При выборе дыхательных упражнений для утренней гимнастики учитывается следующее:

  - эффективность

  - доступная степень сложности упражнений для детей разного возраста.   

Из выше сказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.

 

 Слайд 9  «Виды массажа»

Большое значение в оздоровительной работе имеет массаж.Н-р: точечный массаж зародился около 5 тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Тогда было установлено, что раздражение определенных биологически активных точек, вызывает ответную реакцию на уровне определенного органа. Всего таких точек насчитывается около 700. но наиболее часто используются лишь 150. При надавливании на эти точки как правило возникают болевые ощущения. Эта особенность служит критерием правильности нахождения точки при применении точечного массажа. Воздействие на точку улучшает энергетический баланс организма. Стимулирует или наоборот успокаивает  нервную систему, регулирует питание тканей,

снимает нервное и мышечное напряжение.

Методика проведения точечного массажа.

Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть. Давление производится подушечками большого и среднего пальца, можно помогать и другими по часовой стрелке) или вибрирующим. Длительность массажа каждой точки по 9 раз по часовой стрелки.

Самый простой способ  массажа – это катание по полу мяча, палки - стопами ног; хождение по массажным дорожкам. Эти упражнения положительно влияют на деятельность почти всех систем организма они не только для профилактики плоскостопия, но укрепляют защитные силы организма, повышается сопротивляемость  к простуде.

 
 
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон: ТОП-ТОП-ТОП,

прошла слониха – Топ-Топ-Топ,

прошел ма-а-аленький слоненочек

топ-топ-топ-топ.
Пришел медведь, поставил стул, стол

и начал писать письмо

(имелось в виду – печатал на машинке):
«Дорогая жена и дочка! – точка-точка.

(при этих словах «объект массажа» щекотали)
Посылаю вам платочки – точки-точки
И цветочки – точки-точки.
Потом положил письмо в конверт, запечатал и отправил.

(Отправка письма и окончание сеанса массажа знаменовались щелчком резинки от штанов).

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»  (массаж спины: движения пальцами на спине в соответствие с текстом).

Массаж кончиков пальцев.

 Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж Су – Джок:его достоинства
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию  могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Провести
 

Слайд 10«Оздоровительные игры»

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной функции они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно  взаимосвязаны. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат. Способствуют профилактики нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций – все это создает у игроков состояние психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует специальной подготовки площадки или особого оборудования. Игры могут проводиться, как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить их уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно у кого из детей нарушена функция статического равновесия.

По амплитуде  круговых движений туловища при проведении игры «Обруч»

легко оценить гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьировать от 4-5 минут.

Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал. Игры, не должны часто повторяться, чтобы дети не потеряли к ним интерес. Поэтому в «арсенале» педагога должно быть много игр. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

«Качалка» (Ребенок садиться на ковер, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками. Затем перекатывается в положение лежа на спине и делает несколько качательных движений на спине).

«Цапля» (Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть её на 9* по отношению к левой  и прижать ступню к бедру левой ноге, как можно выше. Руки на пояс, глаза закрыть. Необходимо простоять как можно дольше.)

«Обруч» (Дети должны делать круговые движения туловищем как можно быстрее, чтобы не упал обруч.)

«Восточный официант» (Ребенок должен принять правильную осанку, положить на голову кубик (мешочек, книгу) и идти вперед. Выигрывает тот, кто пройдет дольше всех и не уронит предмет. Можно ходить приставным шагом влево-вправо.

 

Применяя эти технологии мы только укрепим здоровье детей.


Слайд 1

 «Забота о здоровье детей- это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и самое главное вера в свои силы.
                                   В.А.Сухомлинский

Слайд 2

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд 3

 здоровьесберегающая технология это-целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических  мер которые осуществляютсяв процессе взаимодействия.

Слайд 4

Цель- Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья

  •   Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ
  •    Научить использовать полученные

       знания в повседневной жизни. 

Слайд 5

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии сохранения и стимулирования  здоровья
  • технологии обучения здоровому образу жизни
  • коррекционные технологии 

В нашем детском саду широко применяются все виды здоровьесберегающих технологий   это

1. Физкультурные занятия-  организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и один раз на прогулке.

2. Утренняя гимнастика- это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры- это игры с правилами, где используются естественные движения.

4. Пальчиковая гимнастика- это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

5.Артикуляционная гимнастика- это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

6.Гимнастика для глаз- это упражнения для снятия глазного напряжения.

7. Двигательно-оздоровительные физкультминутки- это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях.

8. Бодрящая гимнастика- это переход от сна к бодрствованию через движения.

9.Коррегирующая гимнастика- это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и  мышц.

10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультурные досуги

12. Спортивные праздники.

 Сегодня расскажу и напомню о технологиях сохранения и стимулирования  здоровья -  пальчиковая гимнастика, дыхательной, о физминутках, о массаже. Итак. 

Слайд 4 «Пальчиковая гимнастика»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев  приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы.  Японский врач Намикоси Токудзиро  создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Сейчас популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами, широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.

 Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

  Упражнения выполняются в медленном темпе, (от 3до 5 раз) сначала одной, потом другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

Давайте сделаем гимнастику для младшего возраста-

«Бобик» (младшая гр.), «Теремок» (средняя гр.), «Апельсин» (старшая гр.)

1.Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)

Белый лобик, черный нос   (показать на лице)

Бобик, Бобик, лапу дай!     (вытянуть руку вперед)

Сядь на коврик и не лай!   (погрозить пальчиком)

2.Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком )

Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)

Это – зайчик,  (указательный и средний – поднять, остальные сжать )                                                      

Это мышка,  (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)

Это ежик,      (ладони соединить, пальцы развести)

Это мишка  (руки у головы, пальцы согнуты)

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок  (хлопать в ладони)

3.Мы делили апельсин (вращение кулаком)

Много нас,           (развести пальцы)

 а он один              (все пальцы в кулак, указательный вверх)

Эта долька для ежа         (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Эта долька для чижа

Эта долька для зайчат

Эта долька для бельчат

Эта долька для бобра

А для волка кожура  (одна рука опущена вниз пальцы вместе, другая гладит сверху вниз)

Он сердит на нас беда (руки соединить у запястья, пальцы имитируют зубы)

 

 Слайд 5 «Физкультминутки для дошкольников»

Физминутка — это обязательный фрагмент каждого учебного занятия с дошкольниками.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины,  мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается  прежде всего по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма.  Физкультминутка как форма активного отдыха во время  занятий применяется для детей всех возрастных групп.

 вкючает в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища). Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, падают листочки.

Есть физкультурные паузы. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз можно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и  в физкультминутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. Физические упражнения, и игры должны быть хорошо знакомы детям. Еженедельные комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью, а выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Стихотворные физкультминутки помогают сочетать движения с ритмом дыхания,  а

 музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставляет след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат  педагогов.

Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Перед началом разноцветных физкультурных минуток эффективно использовать сюрпризный момент. Сначала дайте детям насладиться цветом, а потом предлагайте упражнения.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет огня, жажды жизни, скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает.  повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.

Оранжевый оказывает благоприятное воздействие на  замкнутых и недоверчивых детей,способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности.

Желтый – тонизирующий цвет. Этот цвет полон радости и оптимизма.   Стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием,  дисциплиной.

Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления

Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлениях глаз и нарушениях зрения.

Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты. Голубой цвет успокаивает душу.

Это особенно важно для детей страдающих страхами и навязчивыми идеями.

Синий  - цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением  

Белый –созидания способен стать великим исцеляющим цветом. У многих народов белый  воспринимается как символ жизни и добра.

 Существуют так же серые, пестрые, серебряные и золотые физкультминутки, а так же лесные, математические, физкультурные.

1. (красная) Наши красные цветки распускают лепестки.

(плавно поднять руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(качание руками влево, вправо)

Наши красные цветки закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают (наклон головы вправо, влево)

Тихо засыпают (закрыть глаза).

2.(физкультурная) Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.

(вращение руками вперед и назад)

Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.

(наклоны вперед, руки назад)

А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.

(Наклоны назад, руки на пояс)

И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.

(прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.

(ходьба на месте)

Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.

(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).

3.(игровая) П/И «Карусели» (ходьба и бег в разном темпе)

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите! Карусель остановите.

Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

4. (математическая) 1,2,3,4,5 – начинаем все считать.

Ты сначала посчитай, потом движенье выполняй.

Сколько на доске кружков – столько сделайте прыжков.(8)

Сколько раз ногою топну – над головой в ладоши хлопни. (7)

Сколько раз ударю в бубен – столько раз присядьте дружно. (5)

Сколько на поляне кленов – столько сделайте наклонов. (4)

Сколько там росло цветков – столько сделайте хлопков.(6)

 Слайд 9 «Дыхательная и звуковая гимнастика»

 От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например: частота дыхания и дыхание попеременно через правую и левую ноздрю влияют на функции мозга.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает   кровообращение, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

 Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

 В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. Звук «М»- действует на мозг, зрение, слух.

«Е»- на горло, «О»- на сердце, «У»- на живот, «А»- на руки и ноги, «Ш» - на организм в целом.

Нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот, произнося при этом эти звуки. Вдох и выдох делать около 7 секунд.  И чем чаще его делать, тем лучше.

  При выборе дыхательных упражнений для утренней гимнастики учитывается следующее:

  - эффективность

  - доступная степень сложности упражнений для детей разного возраста.   

Из выше сказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.

  

 Слайд 10  «Виды массажа»

Большое значение в оздоровительной работе имеет массаж.Н-р: точечный массаж зародился около 5 тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Тогда было установлено, что раздражение определенных биологически активных точек, вызывает ответную реакцию на уровне определенного органа. Всего таких точек насчитывается около 700. но наиболее часто используются лишь 150. При надавливании на эти точки как правило возникают болевые ощущения. Эта особенность служит критерием правильности нахождения точки при применении точечного массажа. Воздействие на точку улучшает энергетический баланс организма. Стимулирует или наоборот успокаивает  нервную систему, регулирует питание тканей,

снимает нервное и мышечное напряжение.

Методика проведения точечного массажа.

Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть. Давление производится подушечками большого и среднего пальца, можно помогать и другими пальцами. Движение пальца может быть вращательным (по часовой стрелке) или вибрирующим. Длительность массажа каждой точки по 9 раз по часовой стрелки.

Самый простой способ  массажа – это катание по полу мяча, палки - стопами ног; хождение по массажным дорожкам. Эти упражнения положительно влияют на деятельность почти всех систем организма они не только для профилактики плоскостопия, но укрепляют защитные силы организма, повышается сопротивляемость  к простуде.

 
   
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон: ТОП-ТОП-ТОП,

прошла слониха – Топ-Топ-Топ,

прошел ма-а-аленький слоненочек

топ-топ-топ-топ.
Пришел медведь, поставил стул, стол

и начал писать письмо

(имелось в виду – печатал на машинке):
«Дорогая жена и дочка! – точка-точка.

(при этих словах «объект массажа» щекотали)
Посылаю вам платочки – точки-точки
И цветочки – точки-точки.
Потом положил письмо в конверт, запечатал и отправил.

(Отправка письма и окончание сеанса массажа знаменовались щелчком резинки от штанов).

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»  (массаж спины: движения пальцами на спине в соответствие с текстом).

Массаж кончиков пальцев.

 Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж Су – Джок:его достоинства
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию  могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Провести
 

Слайд 11 «Оздоровительные игры»

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной функции они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно  взаимосвязаны. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат. Способствуют профилактики нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций – все это создает у игроков состояние психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует специальной подготовки площадки или особого оборудования. Игры могут проводиться, как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить их уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно у кого из детей нарушена функция статического равновесия.

По амплитуде  круговых движений туловища при проведении игры «Обруч»

легко оценить гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьировать от 4-5 минут.

Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал. Игры, не должны часто повторяться, чтобы дети не потеряли к ним интерес. Поэтому в «арсенале» педагога должно быть много игр. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

«Качалка» (Ребенок садиться на ковер, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками. Затем перекатывается в положение лежа на спине и делает несколько качательных движений на спине).

«Цапля» (Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть её на 9* по отношению к левой  и прижать ступню к бедру левой ноге, как можно выше. Руки на пояс, глаза закрыть. Необходимо простоять как можно дольше.)

«Обруч» (Дети должны делать круговые движения туловищем как можно быстрее, чтобы не упал обруч.)

«Восточный официант» (Ребенок должен принять правильную осанку, положить на голову кубик (мешочек, книгу) и идти вперед. Выигрывает тот, кто пройдет дольше всех и не уронит предмет. Можно ходить приставным шагом влево-вправо.

 

Применяя эти технологии мы только укрепим здоровье детей.


 Считается, что упражнение «Браслет» (растирание запястья), «Мельница» (пальцы слегка сцеплены, большие пальцы изображают мельницу) улучшают лимфоток  (циркуляцию крови). Улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.

 Найдем «Точку труда». Сожмите руку в кулак, безымянный палец показывает ее положение. Упражнения на этой точке повышают работоспособность.

Упражнения со всей кистью «стряхнуть воду с рук» и др. помогают расслабиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.Каждый че...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.Цель: использование здоровьесберегаю...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

 Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар  особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен ст...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Значение и использование здоровьесберегающих  технологий в развитии певческих навыков  у детей дошкольного возраста...

Проект «Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, игровой самомассаж), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальн...