Психологический тренинг с педагогами "Твори добро"
план-конспект занятия

Михайлова Лариса Анатольевна

Мотивировать педагогов на альтруистические поступки, оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами

«Твори добро»

Цель тренинга: мотивировать педагогов на альтруистические поступки, оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других.

Звучит музыка о добре на выбор («Твори Добро на всей земле», «Дорогою добра», и т.д.) пока педагоги рассаживаются на стулья, образовав круг.

Психолог: Важным моментом  в профессиональной деятельности педагога  является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педагогом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное качество обозначается как эмпатия. Эмпатия – это способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Сочувствие побуждает педагога к помощи другому. Чем более устойчивы его альтруистические мотивы, тем шире круг людей, которому он, сочувствуя, помогает.

1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: настроить педагогов на работу «здесь и сейчас», актуализировать тему тренинга.

Ход:

Психолог:  - Я сейчас скажу вам слово, а задача нашего левого соседа – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. Начинать игру нужно по очереди, по кругу. Итак,  слово «АЛЬТРУИЗМ».

(Задача: желательно удержать  первоначальную тему. На примере этого упражнения вместе с участниками можно поразмышлять, что человек слышит в том, что говорит ему другой человек. В этом помогут следующие вопросы: «Как себя чувствуют участники в ситуации ограничения времени и темы? Имеет ли значение, с какой интонацией произносились ассоциации? Почему кто-то из участников озвучил именно такую ассоциацию?, и т.д.)

2. Упражнение «Презент»

Цель:  создание условий для освоения педагогами рабочего пространства, актуализировать тему тренинга.

Материал: Отдельные листочки - «презент» (в форме звездочек, снежинок, и т.д.), на которых написаны высказывания по данной теме, пронумерованные и разложенные  (или приклеиные на скотч) по количеству участников по всему пространству, в котором предстоит заниматься.

Высказывания:

  1. Всегда полезно найти в себе силы и сделать что-то бесплатно. Фамке Янссен
  2. Мы должны учить наших детей альтруизму, поскольку нельзя ожидать, что он составляет часть их биологической природы.  Николай Лесков. 
  3. Истинно добрый человек не видит собственного милосердия. Али Апшерони.
  4. Когда ты делаешь что-то для других от души, не ожидая благодарности, кто-то записывает это в книгу судеб и посылает счастье, о котором ты даже не мечтал. Анджелина Джоли.
  5. В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем. Генри Уорд Бичер.
  6. Эгоистка считает, что мужчины сотворены для нее, альтруистка — что это она сотворена для мужчин. Анджей Монастырский. 
  7. Если всё от жизни возьму Я, то что же останется другим? ;). Джулиана Вильсон.
  8. Мир всегда выглядит чуточку светлее, если мы делаем что-то друг для друга, а не для себя. Чарльз де Линт («Волчья Тень»).
  9. Не стесняйся, что даёшь мало. Ничего не давать — гораздо меньше. Али ибн Абу Талиб.
  10. То, что потрачено на других, никогда не потрачено впустую. Арчибальд Джозеф Кронин («Древо Иуды»)
  11.  Так хочется сделать что-нибудь хорошее! Сделать этот мир лучше, помочь кому-нибудь! И друзьям вроде помощь не нужна. Хоть бы кто ногу сломал что ли... (черный юмор)
  12. Альтруизм без эгоизма — как костюм без подкладки — украшает, но не греет))
  13. Получая зарплату, мучаюсь вопросом, правители-экономисты: «С чего вы взяли, что мы не трудящиеся, а альтруисты?»
  14. Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой. Мария фон Эбнер-Эшенбах.
  15. Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. Адам Смит («Теория моральных чувств»).
  16. Настоящее счастье — быть счастливым счастьем других!
  17. Не каждый способен поделиться. Среди нас немало тех, кто привык только брать!
  18. Когда спрашивают: «Как сделать так, чтобы мне было хорошо?» – это не философия, а эгоизм. Когда спрашивают: «Как сделать так, чтобы всем было хорошо?» – это тоже не философия, а альтруизм. Философия начинается тогда, когда человек спрашивает себя: «Как примирить первое со вторым?». Александр Житинский («Часы с вариантами»).
  19. Чтобы сделать мир счастливым достаточно лишь одного: каждому научиться всегда ставить себя на место ближнего.
  20. Как же мы женщины любим все взваливать на себя… Альтруизм из нас так и прет… Но чаще всего мы натыкаемся не на благодарность, а на эгоизм…
  21. Жертвенность - по сути, вторая, высшая форма альтруизма. Илья Шевелев.
  22. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь. Ричард Докинз («Эгоистичный ген»).
  23. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Леонардо да Винчи.

         И т. д.

Ход: участники сидят в кругу.

Психолог: Я предлагаю вам сейчас рассчитаться по количеству и запомнить свой номер. Для каждого из вас в этом зале есть небольшой презент, чтобы его получить, нужно быть очень внимательным. Необходимо найти презент с вашим номером. Попрошу сделать это максимально быстро. Тот, кто нашел возвращается  в круг (когда все вернулись, предлагается по очереди зачитать высказывания, адресовав его всем остальным участникам).

3. Рисуночный тест «Помоги собаке».

Цель: создание условия для самоанализа педагогов, анализ способности педагогов к сопереживанию.

Материал: лист с нарисованной собакой.

Психолог: На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение. Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не подойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется. Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь  человеку, который в этом нуждается?

Интерпретация теста:

  • Если вы нарисовали рядом  с собакой ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ, то это означает, что самой важной  помощью  вы считаете умение выслушать человека, дать ему выговариваться, излить свою боль. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу и поможете ему советом.
  • Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ БОЛЬШЕ СОБАКИ, то это говорит  о некотором высокомерии, присущем вам. Вы не откажете человеку в помощи, но не применете попенять ему на его неразумность и недальновидность. Ваше сочувствие будет насквозь пропитано поучениями и нотациями.
  • Если ваше ЖИВОТНОЕ МЕНЬШЕ СОБАКИ,  то скорее всего, никакой разумной помощи вы оказать не сможете. Конечно, ваше сочувствие будет искренним, но бесполезным.
  • Если рядом с собакой вы нарисовали человека, то это говорит о вашей холодности и равнодушии. Вы относитесь к чужим проблемам и переживаниям свысока, воспринимая их как нечто инородное, это ненужные вам хлопоты.
  • Нарисованная рядом с собакой КОНУРА ИЛИ  ПОДСТИЛКА  говорит о том, что вы всегда приютите и обогреете человека, попавшего в беду. Вы не боитесь  ответственности и всегда держите свое слово. Ваши друзья могут рассчитывать на вашу помощь в любой ситуации.
  • ОШЕЙНИК, ПОВОДОК, НАМОРДНИК – свидетельство вашего нежелания брать на себя заботу о человеке, попавшем в беду. Вы считаете, что чужие проблемы не должны осложнять вашу жизнь и что человек должен сам себе помочь выбраться из сложной ситуации, это его личное дело. Единственная помощь, которую вы способны оказать, - это деньги, да и то один раз. И с отдачей конечно.
  • ЕДА (КОСТОЧКА, МИСКА), нарисованная возле собаки, говорит о том, что вы обязательно поможете человеку, попавшему в беду, даже если он не просит вас об этом. Вы просто не можете смотреть на мучения и страдания окружающих, особенно если знаете, что нужно сделать, чтобы помочь человеку. Правда, иной раз ваше вмешательство бывает бесцеремонным. Однако такая помощь все же лучше, чем совсем никакой.

Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой разнообразной.

4. Просмотр презентации «Порой каждый из нас нуждается в поддержке» (на основе минироликов,  высказываний)

Цель: активизировать развитие альтруистического поведения педагогов.

5. Упражнение «Жадина»

Цель: шуточная разминка для создания рабочей атмосферы группового взаимодействия.

Материал: 2 печенья

Ход:

Участники стоят (сидят) в кругу.

 Психолог: Я сейчас по кругу буду передавать 2 печенья (по часовой и против часовой стрелки), вы отламываете кусочек печенья и передаете остаток печенья соседу. Тот, кто съедает последний кусочек, - «Жадина». Помните, что эта игра – игра-шутка.

6. Игра «Подарок в карусели»

Цель: снятие внутреннего эмоционального напряжения, эмоциональный настрой друг на друга, оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других.

Материал:  «волшебная» палочка, песочные часы – 1 минута, использование любой  спокойной музыки.

Ход: Участники стоят в кругу.

Психолог: Умение дарить и принимать подарки среди людей ценится высоко. В этом проявляется душевное богатство человека, понимание другого человека, умение его порадовать, сделать счастливым. Правда, в жизни мы часто ограничены своими материальными возможностями. В данном упражнении  мы, участники, освобождены от материальных ограничений и остаемся в сфере чистого альтруизма. Упражнение поможет задуматься: «А что на самом деле может сделать меня счастливым?».

Поднимите руки, кто из вас любит получать подарки? (если кто-то руку не поднял, можно обратить на это внимание и постараться выяснить, что за этим стоит. Это бывает интересно всем).

Поскольку большинство любит и получать и дарить подарки, то давайте разберемся подробнее. Давайте так: поднятая правая рука означает «люблю получать подарки», левая -  «люблю дарить» (психолог подходит по кругу к каждому, чтобы никто не остался без внимания. У кого выше правая рука – хвалит за честность, у кого левая – за щедрость).

У вас сейчас появится возможность и дарить, и получать подарки! У меня в руках волшебная палочка, которая может исполнять  все ваши желания. Правда она не очень мощная, действует между чудесами и реальностью. С её помощью вам повезет: то, о чем вы мечтали и что казалось нереальным, осуществляется. Поэтому загадайте три желания, близкие к реальности, лично для себя. Это могут быть и материальные вещи (например, большой загородный дом), и совершенно нематериальные (например, полная душевная гармония с миром). У вас будет минута тишины, подумайте о том, что могло бы вас сделать счастливым, а затем поднимите руку (минута тишины, через минуту начинают подниматься руки. Психолог дожидается, чтобы руки подняла хотя бы половина группы).

Спасибо, большинство определились. А теперь закройте глаза, я включаю музыку, и вы постарайтесь представить, что эти подарки уже ваши. Постарайтесь их увидеть. Что-то вам трудно почувствовать, вообразить, а что-то получится. Итак, это уже совершилось, это уже с вами! Проживите это! Ты любишь дарить – делай это, дари себе! Ты любишь получать – получи, потому что тебе дарят! (звучит музыка, лица расцветают в улыбках).

Спасибо. А сейчас  у вас будет работа в карусели парами, и вы будете дарить подарки  друг другу. Дарить, стараясь угадывать желаемое. Тот, кому дарят, может и не принять подарок, но учится быть искренним и благодарным. Научитесь согревать всех, и особенно тех, кто сам прохладный. Ваш подарок может быть любым, в том числе вы можете просто говорить друг о друге добрые слова.

Как вы будете дарить подарки? Вы встречаетесь, беретесь за руки, и один из вас говорит другому: «Я хочу подарить тебе….»А что он дарит, я не знаю. Может быть, он дарит солнышко вашей душе, может быть, шикарную шубу, кому- то из вас вы подарите женское счастье – любимого….В ответ на это другой, наверное, ответит: «Спасибо. Твой подарок мне очень нравится (или: «Нет, спасибо, но мне это не нужно»)».  А я хочу подарить тебе……

Пожалуйста, работайте! Дарите друг другу замечательные вещи, дарите друг другу счастье!

(звучит музыка, работа идет в карусельке,  каждая встреча с контактом рук по 5 минут. Психолог управляет переходами и помогает настроиться при каждой новой встрече. Например, так: «Спасибо, поблагодарили друг друга – и попрощались. Спасибо этому человеку, вам было хорошо с ним, но у вас впереди новая встреча, и вы говорите: «Спасибо» - и расстаетесь. И вот новая встреча. Посмотрели друг другу в глаза, дали друг другу руки. Приглядитесь друг к другу, прежде чем дарить что-либо, постарайтесь почувствовать человека, стоящего перед вами….» При переходе при каждом новом контакте пусть будет контакт рук, потом все закроют глаза и настроятся. Потом откроют глаза, и контакт взглядов в молчании, настройка. Через несколько смен пар, то же, но уже с комплиментами. Первые пять контактов обязательно с настройкой психолога, чтоб держались на теме и не отвлекались. Далее столько переходов, сколько получится. Окончание: встали в общий круг, психолог говорит всем теплые слова).

Далее психолог приглашает всех на чаепитие (педагоги заранее приготовили сладости, выпечку), за которым педагоги делятся впечатлением (рефлексия).

Используемая литература:

1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия /Под ред. Е.А. Левановой СПб.: Питер, 2006.-2008 с.: ил.. – (Серия «Практикум»), стр.39-40,46,124

2. Королева З. «Говорящий рисунок»: 100 графических тестов. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – стр.41-43

3. Козлов Н.Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1998.- стр.76-79

4. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая  диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003.-стр.8-9

Тест «Помоги собаке»

Тест «Помоги собаке»

Всегда полезно найти в себе силы и сделать что-то бесплатно.

                                                                                                 Фамке Янссен

Мы должны учить наших детей альтруизму, поскольку нельзя ожидать, что он составляет часть их биологической природы.

                                                                                            Николай Лесков

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия.

                                                                                             Али   Апшерони

Когда ты делаешь что-то для других от души, не ожидая благодарности, кто-то записывает это в книгу судеб и посылает счастье, о котором ты даже не мечтал.

                                                                                       Анджелина Джоли

В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем. 

                                                                                         Генри Уорд Бичер

Эгоистка считает, что мужчины сотворены для нее, альтруистка — что это она сотворена для мужчин.

                                                                          Анджей Монастырский 

Если всё от жизни возьму Я, то что же останется другим? ))

                                                                                     Джулиана Вильсон

Мир всегда выглядит чуточку светлее, если мы делаем что-то друг для друга, а не для себя.

                                                              Чарльз де Линт («Волчья Тень»)

Не стесняйся, что даёшь мало. Ничего не давать — гораздо меньше.

                                                                                        Али ибн Абу Талиб 

 

То, что потрачено на других, никогда не потрачено впустую.

                                             Арчибальд Джозеф Кронин («Древо Иуды»)

Так хочется сделать что-нибудь хорошее! Сделать этот мир лучше, помочь кому-нибудь! И друзьям вроде помощь не нужна. Хоть бы кто ногу сломал что ли...

                                                                                            (черный юмор)))

Альтруизм без эгоизма — как костюм без подкладки — украшает, но не греет))

Получая зарплату, мучаюсь вопросом, правители-экономисты: «С чего вы взяли, что мы не трудящиеся, а альтруисты?»

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — только одной, и притом очень жалкой.

                                                                         Мария фон Эбнер-Эшенбах

Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.

                                             Адам Смит («Теория моральных чувств»)

Настоящее счастье — быть счастливым счастьем других!

Не каждый способен поделиться. Среди нас немало тех, кто привык только брать!

Когда спрашивают: «Как сделать так, чтобы мне было хорошо?» – это не философия, а эгоизм. Когда спрашивают: «Как сделать так, чтобы всем было хорошо?» – это тоже не философия, а альтруизм. Философия начинается тогда, когда человек спрашивает себя: «Как примирить первое со вторым?».

                                      Александр Житинский («Часы с вариантами»)

Чтобы сделать мир счастливым достаточно лишь одного: каждому научиться всегда ставить себя на место ближнего.

Как же мы женщины любим все взваливать на себя… Альтруизм из нас так и прет… Но чаще всего мы натыкаемся не на благодарность, а на эгоизм…

                                                                                             (одно из мнений)

Жертвенность - по сути, вторая, высшая форма альтруизма.

                                                                                                 Илья Шевелев

В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.

                                                          Ричард Докинз («Эгоистичный ген»)

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

                                                                                          Леонардо да Винчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг "Психологическая культура"

         Цель:- определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;- диагностировать и развивать коммуникативн...

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...