Деловая игра "Знатоки ФГОС, ООП ДО".
материал

Скрипачева Елена Николаевна

Деловая игра для педагогов по изучению ФГОС дошкольного образования раскрывает виды детской деятельности и формы их организации: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx473.65 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов по изучению ФГОС дошкольного образования

 «Знатоки ФГОС, ООП ДО»

IMG_5679

         Автор-составитель: Скрипачёва   Е.Н., старший воспитатель.

Перед игрой воспитатели берут карточки зелёного и жёлтого цвета.

Меняется мир, меняется образовательное пространство. Дошкольное образование первая ступень образовательной системы страны. Принят стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышение профессионализма в создании образовательной среды для развития личности, а именно:

 -умение оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании;

 -умение работать в команде единомышленников;

-грамотно и качественно работать с родителями;

-осуществлять отбор содержания, реализовать его.

Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. И мы рады приветствовать вас на деловой игре «Знатоки ФГОС, ООП ДО»

Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ООП ДО.

Прежде, чем мы начнём игру, я хотела бы прочитать вам притчу.

«Просто поверь в себя».

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше."  Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.     

          Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"    Но   Ручеёк   продолжал    стоять.     Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений  и не хотел идти на риск. 
       Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься,  то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!" 
         И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох...

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. 
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!" 

         Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! 
Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения! 

Ход игры.

Для  проведения деловой игры  «Знатоки ФГОС, ООП ДО» необходимо разделиться на две команды: по цветам карточек (зелёные и жёлтые).

Разминка:    ВОПРОСЫ:

Вопрос № 1 для команды зелёных: Стандарт является основой для:

а) разработки основной образовательной программы дошкольного образования

б) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования

в) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы

г) объективной оценки соответствия образовательной деятельности в ДОУ требованиям ФГОС

д) формирование содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации

е) оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии ндивидуальн6ых способностей и необходимой коррекции нарушений их развития  (Ответ: а, б, в, г, д, е).

Вопрос № 2 для команды жёлтых: Восстановите правильную структуру документа:

а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; ( 2)

б) Общие положения; (1)

в) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования; ( 4)

г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. (3)      (Ответ: б, а, г, в).

Вопрос № 3 (зелёные). На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования. (Ответ: в).

Вопрос № 4 (жёлтые). Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей (Ответ: б).

Вопрос № 5 (зелёные). Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

в) содержательный;

г) организационный (Ответ: б)

Вопрос № 6 (жёлтые). Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? Назовите их.

а) 4;

б) 5;

в) 10  (Ответ: 5).

Вопрос № 7 (зелёные). На что  направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы

б) квалифицированное медицинское обслуживание

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации  (Ответ: а, в).

Вопрос № 8 (жёлтые). На что направлена педагогическая диагностика (мониторинг?)

а) индивидуализация образования

б) итоговая диагностика к школе

в) оптимизация работы с группой детей       (Ответ: а, в).

Вопрос № 9 (зелёные). Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%  (Ответ: 60% и 40%).

Вопрос № 10 (желтые). Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

 (Ответ: в)

 Задание 1: расшифруйте задачи определённые стандартом.

Первая задача:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Следующие задачи:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Для команды зелёных: расшифруйте недостающую задачу:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

Для команды жёлтых: расшифруйте недостающую задачу:

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задание команде зелёных: «Паутинка ФГОС» .

- Обогащение детского развития  (амплификация)

Задание команде жёлтых: «Паутинка ФГОС» .

-  Понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду (самоценность).

Задание команде зелёных: «Паутинка ФГОС» .

- Объединение в единое целое отдельных частей (интеграция).

Задание команде зелёных: «Паутинка ФГОС» .

- Замысел преобразования (и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий, онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов (концепция).

Задание 2. Перечислите принципы формирования Программы в соответствии с ФГОС ДО (побеждает та команда, которая назовёт больше принципов).

- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей;

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

Задание 3. Назовите виды детской деятельности и формы их организации в соответствии с ФГОС ДО.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе различных видов детской деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, речевая, чтение, музыкально-художественная).

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Взаимодействие с семьями.

 Формы работы по ФГОС.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок) Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

 Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и тем, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы, но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях). А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

 Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно с взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

 Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Рефлексия: 1.  Группу зелёных и жёлтых просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – ООП ДО, ФГОС?

2. От группы зелёных  ждем критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.

3. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

Деловая игра «Правильный ответ» для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования.

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС. Развиват...

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Деловая игра на тему: «Наука о предметно-пространственной среде» (работаем с приложением ФГОС ДО)

Предметно-пространственная среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них....

Деловая игра "ФГОС ДО"

При переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в...

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Новый ФГОС – новые возможности».

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования«Новый ФГОС – новые возможности»Задачи: 1.       Активизировать мыслительную деятельность педагогов...