ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
занимательные факты

Садило Екатерина Александровна

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Садило Екатерина Александровна – воспитатель

 МБДОУ д/с-13 х. Лебеди

Декоративно-прикладное искусство на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования процесса всестороннего развития личности ребенка. Мир, который нас окружает, отличается сейчас чрезвычайной нестабильностью, неясностью ценностных ориентиров, повышенной агрессивностью. Ребенку грозит опасность обрасти коркой цинизма и равнодушия, как защиты от жестокого мира» или возможен душевный надлом, развитие комплекса неполноценности. Поэтому помочь ребенку приобрести уверенность в себе, научиться оценивать себя правильно,- во многом зависит от педагога дополнительного образования, который имеет возможность общаться с ребенком больше, чем учителя в школе, а зачастую, к сожалению, больше чем и родители в семье. Декоративно- прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, помогает в развитии его индивидуальности и коммуникативных способностей. Творчество способно гармонизировать противоречия, которыми пропитана наша жизнь.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить возможность».Лессииг Д.

Люди от рождения наделены различными задатками - предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности, зависящий во многом от окружающей среды и характера деятельности. Создать среду и грамотно определить характер этой самой деятельности в рамках занятий ДПИ -задача педагога. Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследовании. Многое зависит от педагога - от правильно организованной продуманной композиции занятия, грамотно выбранных целей, позволяющих ребенку справляться с заданиями и получать удовлетворение от проделанной работы, до создания доброжелательной атмосферы и уважительного отношения в обучении -все это будет способствовать повышению самооценки ребенка. Правильное формирование самооценки скажется на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания личной жизни. А занятия любимым делом, которые нравятся ребенку, принесут эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствующую снятию даже глубоких депрессивных состояний.

Что же такое самооценка? От чего она зависит? И какими средствами возможно повышение самооценки ребенка на уроках ДПИ? На эти вопросы я попробую коротко ответить в данном докладе.

Что такое самооценка? 

Самооценка -оценочная составляющая «Я - образа» или «Я - концепции». Это важный фактор, влияющий на поведение ребенка в ситуациях выбора, контактах с людьми и на многие другие аспекты его жизни. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка -оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.

На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствует его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Психологически опасно понижение самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (так как не верит в себя, боится критики, насмешки), либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя» , чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.

Педагог ДПИ зачастую выступает в роли практического психолога, а для этого нужен опыт, плюс информированность в этой области. Знания в области психофизиологии детей позволяют лучше понимать их потребности и особенности; чтобы помочь им адаптироваться в этой жизни, вселить в них уверенность и оптимизм.

В современных условиях качественным является образование, позволяющее подрастающему поколению достойно жить в быстро меняющемся мире. Можно выделить в качестве приоритетных развитие у учащихся таких способностей, как принятие решений в конкретных ситуациях и взятие на себя ответственности за их выбор, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем, работать в команде, способность к непрерывному самообразованию. Все это напрямую зависит от адекватной самооценки.
ДПИ является практическим средством повышения творческого и интеллектуального потенциала детей , влияет на формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к жизни. 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Внешкольник. Дополнительное образование. Ежемесячный информационно - методический журнал № 1 (118), 2007г.
  2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. –М.: Апрель пресс, издательство ЭКСМО –Пресс, 2001. -272 с.
  3. Дополнительное образование и воспитание, №2, №3. 2007г. (ежемесячный журнал)
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным
    психологам. - Спб.: «Тускарора», 2006. - 184с.
  5. Лободина Е. Как развить способности ребенка. - СПб: Питер паблишинг, 1997. -256с.
  6. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких, -М.: Амрита - Русь, 2004г. - 320 с.
  7. Степанова Е. Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования. М.: ТЦ Сфера, 2006г. -128с.
  8. Столяренко Л.Д. . Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е издание. - Ростов : «Феникс», 2003. - 544с.
  9. Шпикалова Т.Я., Перовская Г.А . Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно - методическое пособие. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. - 272с.
  10. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.-184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительного творчества в формировании личности ребенка

Данная статья создана для родителей дошкольников. В ней  обосновывается необходимость и полезность занятий детей рисованием для их личностного и художественно-эстетического развития. В ней привед...

Консультация для родителей: «Влияние старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка»

Цель данной консультации для родителей:  привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между стар...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....

Материалы педагогического совета: «Роль изобразительного творчества в формировании личности ребенка»

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрез...

консультация для родителей "Влияние конструирования в развитии и формировании личности ребенка".

Значение конструирования в развитии и формировании личности ребенка....

О важности влияния театра на развитие и формирование личности ребенка.

Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...