Значение изобразительного творчества в формировании личности ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Данная статья создана для родителей дошкольников. В ней  обосновывается необходимость и полезность занятий детей рисованием для их личностного и художественно-эстетического развития. В ней приведены высказывания выдающихся деятелей прощлого и современности, дан вектор направления педагогической деятельности для родителей в условиях современной педагогической ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А зачем нам рисовать?

Очень хочется узнать!

        Уважаемые родители! На этот вопрос вам вряд ли придется отвечать своим детям, потому что они вам его не зададут. Ведь рисование, при условии создания взрослым для этого условий - это один из основных, естественных, наряду с игрой,  видов деятельности  у ребят дошкольного возраста. Проживая каждый день, ребенок делает открытия, получает новые впечатления, встречает много интересного, неразгаданного, у него происходят неожиданные встречи, возникают   новые желания, многое волнует, вызывает положительные, а иногда и отрицательные эмоции, которые дошкольнику, так уж он устроен, нужно пережить, пропустить через себя, зафиксировать в рисунке.  

        Поэтому перед вами – родителями стоит задача этот период не упустить, дать возможность детям использовать возможность заняться  изобразительным творчеством как можно более эффективно.

        Значение изобразительной деятельности трудно переоценить, она дарит нам неоценимые возможности во всестороннем воспитании и развитии детей.

        Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития ребенка. Еще мыслители и художники Древней Греции отмечали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

            Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребенка придавал предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что "рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты".

                В процессе изо деятельности создаются благоприятные условия для    формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными.

        В ходе занятий рисованием у детей развивается воображение, аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Ребенок, создавая изображение кроме непосредственного восприятие предмета использует опыт прошлых восприятий и сложившихся представлений, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения, использовать средства выразительности  и собственные технические возможности рисования различными материалами,  в результате чего складывается необычный образ, причем у каждого ребенка свой.

         Кроме того у детей возникает устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности. Как подчеркивал известный психолог и педагог П.П.Блонский, эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества, каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, а передавая в рисунке картину осени, он также реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художественной деятельности.

        Иногда приходится слышать, что детей дошкольников не интересует мнение окружающих об их работах, что они рисуют для себя. Это не соответствует истинному положению дела. Ребенок рисует не только для себя, но и для того, чтобы рисунок его о чем-то рассказал, чтобы изображаемое им узнали, порадовались. Поэтому здесь очень многое зависит от взрослых, от созданных ими условий.

        Родителям хорошо бы подумать о том, чтобы у ребенка дома было не только выделенное помещение или его часть для занятий изобразительной деятельностью, свой творческий уголок, но и место, где он мог бы "выставляться", размещать свои работы для обозрения.  Можно для этого изготовить стенд, выделить стену, какое-то место в зависимости от возможностей и фантазии взрослых.

        Отмечая значение рисования нельзя не сказать о его влиянии на умственное развитие детей. Это определяется прежде всего тем, что это деятельность тесно связана с ознакомлением с искусством, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, о жизни людей, эталонах добра и красоты. Знакомясь с предметами искусства, созданными на протяжении всего существования человечества, ребенок расширяет свое информационное поле, интеллект.

        Возможность интеллектуального развития в процессе рисования определяется тем, что дети в рисунках передают свои впечатления, знания, полученные в окружающей жизни, а также из книг, средств массовой информации. При создании рисунка образы предметов и явлений у детей уточняются, углубляются, идет закрепление знаний и представлений, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

        Большую познавательную роль рисования отмечал К.Д.Ушинский: "Так всё проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума, это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями".  По мнению К.Д.Ушинского рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения".

         В.С.Кузин так же отмечает, что рисование способствует развитию мышления: в процессе рисования ребенок анализирует, сравнивает, обобщает воспринимаемые свойства предметов.

        В результате рисования пополняется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

        "Обогатить мир ребенка разнообразными представлениями, знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей", - пишет А.А.Волкова.

        В ходе изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления. В результате развивается яркая выразительная речь, естественное речевое общение по поводу результата деятельности, обогащается словарь.

        Знакомя детей с изобразительным искусством имеет смысл делать это подключая другие виды искусств: литературу, музыку, архитектуру, фото и другие его разновидностей. Хорошо было бы дать ребенку возможность услышать литературное, музыкальное произведение сходной тематики, подобрать произведения других видов искусств, дать возможность почувствовать и ощутить один и тот же образ, созданный разными видами искусств, в результате чего будет формироваться общая художественная культура ребенка, интерес к художественно-творческой деятельности.        

                Интерес к творчеству, возникший в дошкольном детстве, продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.

        Интерес дошкольников к художественному творчеству в своем развитии ведет к началу формирования творческой личности - человека, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, свободного, с активной жизненной позицией, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его, что соответствует требованию времени.

        Так люди, достигшие больших успехов в своей деятельности, например, трижды Герой советского союза летчик-испытатель И.Кожедуб, авиаконструктор А.С.Яковлев и другие, подчеркивали, что своими достижениями они обязаны рисованию, которым занимались в детстве.

         Как не вспомнить слова великого французского просветителя XVIII века Дени Дидро: "Страна,  в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по все искусствам, наукам и мастерствам".        

        Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием ребенка сегодня, необходимо помнить о значении изобразительной деятельности в становлении его личности и видеть в  этом, по словам известного психолога, доктора педагогических наук (по психологии) Теплова Б.М., свою собственную, кровную, органическую задачу.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей

В данной консультации представлен краткий обзор методов воспитания детей и семейных функций. Только успешное выполнение семейных функций, правильный выбор методов воспитания обеспечивает воспитание га...

Значение кукольного театра в формировании личности ребенка

Представлена теоретическая основа понятия и практические действия для организации кукольного театра в домашних условиях.....

Значение изобразительной деятельности для развития личности ребенка

Статья адресована для специалистов по изобразительной деятельности, а также педагогов ДОУ...

Значение изобразительной деятельности в формировании личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить сво...

Значение ручного труда для формирования личности ребенка

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними ш...

Материалы педагогического совета: «Роль изобразительного творчества в формировании личности ребенка»

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрез...

"Значение дидактической игры в формировании личности ребенка"

Дидактические игры имеют важное значение для формирования личности....