Программа кружка "Говорящие пальчики"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Боевой детский сад
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ Боевого
детского сада
Л. С. Косинская___________
“_____”________________2019 г.
ПРОГРАММА
кружка "Говорящие пальчики"
на 2019– 2020 учебный год
Воспитатель:
Светлана Васильевна Барт
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.........................................................................3
Содержание программы........................................................................6
Программно-методическое обеспечение............................................15
Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулируют развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогают подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Дошкольник учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Деятельность кружка «Говорящие пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.
Особенность программы: игровая мотивация способствует стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
Цель: развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
5. Развивать диалогическую речь.
6. Развивать творческие способности детей
7. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Основные принципы построения программы:
- доступность;
- последовательность;
- комплексность;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода
Методы: словесные, наглядные, поисковые, практические.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
- нетрадиционные техники продуктивной деятельности;
- лепка;
Средства развития речевых способностей:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) и др.;
- бумага, карандаши, краски;
- настольный театр;
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными материалами;
Режим занятий:
Группа детей в количестве 9 человек. Длительность каждого занятия – 15минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю (вторник)
Срок реализации:
С октября по май 2019-2020 учебного года.
Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Перспективное планирование кружковой работы
«ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»
на 2019 – 2020 учебный год
Октябрь
1 неделя
1.Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"
2.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2 неделя
1. Пальчиковая игра "Жили-были зайчики"
2. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Цель: развивать мелкую моторику.
3 неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Пирожки"
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2.Игра "Встреча с колобком"
Цель: учить обрывать бумагу разной жесткости, развивать эстетические чувства.
4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика "Ёжик и ежата"
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2.Игры со счётными палочками "Ёжик"
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
1 неделя
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2.Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"
3. «Прогулка» - рисуем следы пальчиками.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2 неделя
1. «Снегопад в лесу» (используются трафареты зеленой елки из бархатной бумаги, вата).
Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук.
2. Массаж «Бусами»
3.Пальчиковая игра "Апельсин"
Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
3. «Новогодняя елка»
Цель: учить детей лепить предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.
4 неделя
1. Пальчиковая игра " Где чей дом "
2. "Дорожка в зимний лес" (выкладывание дорожки из фасоли)
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Декабрь
1 неделя
1.Пальчиковая игра "Кто спит зимой"
2. «Чтоб Мишке было теплее»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»
2. Игра: «Лыжники»
Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2 неделя
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Пальчики играют»
Цель: развивать координацию общих движений.
2. «Забавный барашек»
Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.
4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика " Пляшет зайка на опушке "
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2.Игра "Маленькой ёлочке холодно зимой".
Цель: упражнять в рисовании оттисками печаток, пальчиками, развивать цветовосприятие.
Январь
2 неделя
1. «Подарок жеребёнку».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
2. Пальчиковая гимнастика "Домашние животные".
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3 неделя
1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук; выполнять движения в соответствии с текстом.
4 неделя
. 1. Массаж пальчиков мячиком ежиком.
Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Февраль
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Мой мизинчик"
Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
2. «Идет снег»
Цель: учить детей делать аппликацию манной крупой, развивать мелкую моторику пальцев.
2 неделя
1. Игровое упражнение "Отыщем клад" (Используется сухой бассейн из фасоли).
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
2.Пальчиковая гимнастика " Я на скрипочке играю".
3 неделя
1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
2. Игра «Лыжники»
Цель: развивать мелкую моторики пальцев.
4 неделя
1.Массаж бусами.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев.
2. «Бусы для мамы»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Март.
1 неделя
1. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»
Цель: развивать зрительное внимание.
2. «Ветка мимозы"
Цель: учить технике пальчикового рисования, закрепить знания о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).
2 неделя
1. Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развивать моторику пальцев.
2. Рисование «верёвочкой»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
3 неделя
1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;
2. Пальчиковая игра: «Моя семья»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
4 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Кораблик".
2.Массаж пальцев рук грецкими орехами.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
3."Плывёт, плывёт кораблик" (используется скорлупа грецких орехов).
Цель: развивать мелкую моторику рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
Апрель.
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика " Наши алые цветки "
2. «На окне расцвёл цветок».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.
2 неделя
1. Массаж с прищепками.
Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Кто приехал»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. «Весёлый кактус».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.
4 неделя
1. Массаж пальчиков карандашами (перекатывание между ладонями)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
2.Графическое упражнение "Дорожки".
Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
Май
1 неделя
1.Пальчиковая гимнастика "Скворцы"
2.Пальчиковая игра "Весёлый червячок" (шнуровка).
Цель: развивать мелкую моторику.
2 неделя
1. Пальчиковая игра «Топ-топ»
Цель: развивать мелкую моторику рук
2. «Весёлые божьи коровки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения
3 неделя
1. Пальчиковая игра «Кто больше соберет шишек»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. «Забавная гусеница».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
4 неделя
1. Выставки детских работ в детском саду;
2. Проведение открытого мероприятия для родителей
3. Дни презентации детских работ родителям.
Программно - методическое обеспечение
1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Младшая группа детского сада. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.
2. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В.Г.Дмитриева. - М.:АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 96с.
3.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В.Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. - 151 с.
4. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
5. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В.И.Мирясова.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2003.-46с.
6. Образовательная программа «Теремок» для детей раннего возраста И. А. Лыкова. Издательство дом «Цветной мир» Москва 2018.
7. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006.- 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....