Консультация для музыкантов.
материал
Как определить причины немузыкального слуха и их дифференциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_muzykantov.docx | 16.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы развития чистоты интонации у детей
Перед музыкальным руководителем стоит важная задача исследования причин немузыкального слуха у конкретного ребёнка и их дифференциация. Ребёнку необходимо дать несколько заданий, которые помогут проверить точность его музыкальных представлений. Например, определить неверно сыгранную ноту в известной песне, назвать песню по сыгранному отрывку, выявить плохо проинтонированные места в исполненной мелодии и т. п. Неправильное звукообразование, перенапряжение мышц гортани легче определить по характерному для данного голоса звучанию. Главная задача музыканта – привести весь голосовой аппарат ребёнка в нормальное певческое состояние. При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ребёнка. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т. п.- всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда - недостаточная работа артикуляционного аппарата. Музыкальный руководитель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог « лю». Услышав, как свободно зазвучал голос и, поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания. Мягкое звукообразование, пение в постепенно повышающейся тесситуре ( ля1- до2) на staccato с переходом на legato, нахождение лёгкого головного звучания на опёртом дыхании – всё это будет способствовать « снятию» грудного звучания, а вместе с тем и улучшению чистоты интонирования. Для последовательного развития правильного пения необходимо в обучении идти от примарных тонов, то есть от певческих звуков, где голоса детей звучат наиболее естественно и свободно, где проявляется правильная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата. Обычно это звуки фа1- ля1. предполагает, что зона примарных тонов голоса детей в разные годы меняется: понижение до, ре1 связано со становлением речевой функции в возрасте 3-4 лет, а повышение - с началом обучения пению.
Но существует и другой, противоположный этому метод, когда музыкант просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.
Значительное место в хормейстерской практике в распевании отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Важно, чтобы работа над чистотой интонации сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игр ового момента.
Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.
По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Каждый ребёнок - музыкант
Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА – МУЗЫКАНТА, ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
Сведения о взаимодеятельности муз.руководителя, воспитателей и родителей...
Консультация для родителей Шесталов Владимир музыкант из Югры.
Консультация для родителейШесталов Владимир музыкант из Югры....
Консультация для родителей. "Воспитание юного музыканта"
Рекомендации родителям, как помочь ребёнку в обучении игре на музыкальном инструменте....
Консультация для музыкантов Музыкально-медитативные упражнения
Консультация для музыкантов Музыкально-медитативные упражнения...
Консультация для родителей "Музыканты до рождения: это возможно!"
Музыканты до рождения: это возможно! Большинство из нас не являются профессиональными исполнителями, и наша задача - научить малыша любить музыку. Есть множество способов научить малыша наслаждат...
консультация для музыкантов
У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно – эмоциональное (а не интеллектуальное!) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру...