"Требования к личности современного музыкального руководителя ДОУ и его компетенции в работе с дошкольниками"
статья
Сообщение для РМО музыкальных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_rmo_muzykalnyh_rukovoditeley.docx | 13.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 77"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Требования
к личности современного музыкального руководителя ДОУ и его компетенции в работе с дошкольниками
сообщение для РМО музыкальных руководителей
Подготовила
Павлухина Елена Алимовна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 77»
Музыкальный руководитель в детском саду – это уникальная профессия, привлекающая людей с особыми личностными качествами, поскольку приобщение детей дошкольного возраста к музыке требует не только специальных знаний и умений, но и чуткости, деликатности, тонкого понимания самого музыкального процесса воспитания.
В условиях модернизации дошкольного образования, профессия музыкального руководителя ДОО предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее получить или уже работает.
Осуществляя своё право на занятие педагогической деятельностью, современному музыкальному руководителю ДОО каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.
Вступили в силу дополнения в Трудовой кодекс, которые обязывают работодателя применять профессиональные стандарты, если законодательство содержит требования к квалификации работника (с 01.07.2016).
Источник:
Федеральный закон от 02.05.2015 HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/"№ HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" 122- HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/" HYPERLINK "http://vip.1obraz.ru/"ФЗ.
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми.
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важно для педагога повышать профессиональную компетентность.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ.
-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭТО - ЗНАНИЕ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, МЕТОДИКИ.
-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ) – КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ .
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности музыкального руководителя:
- Современная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по музыкальному воспитанию и в соответствии нормативно - правовыми документами:
Музыкальный руководитель должен обладать
- знанием образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
- умением проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
- Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ, музыкальный руководитель должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь непосредственно-образовательной деятельности, музыкальных мероприятий, событий, исходя из задач воспитания и развития ребенка.
В социально – педагогической деятельности компетентность должна отражаться в консультативной помощи родителям, в создании условий для социализации детей, в защите интересов и прав.
- Для этого педагог должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; как вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
∙ работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
∙ инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;∙ различные формы педагогической поддержки;
∙ активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
∙ обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Становление современной системы дошкольного образования требует творческого обновления привычных, давно сложившихся подходов к профессиональной деятельности педагогов. От музыкальных руководителей требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ, технологий и компетенций.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Приведу здесь одну из них
Виды и уровни компетенций:
- Информационная компетенция – способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию ( применение ИКТ- технологий) .
- Учебно-познавательная компетенция –совокупность умений и навыков познавательной деятельности, постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности.
- Коммуникативная компетенция – владение навыками эффективного взаимодействия с людьми.
Информационная компетенция
Информационно-музыкальная компетентность дошкольников предполагает умение использовать различные источники информации для музыкального развития и обучения, в частности информационно-коммуникативные.
Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные организации. В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма. В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада я активно осваиваю и внедряю информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых являются и мультимедиа-технологии. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей. Использование современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в процессе музыкального развития дошкольников позволяют организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Большой интерес у дошкольников вызывают мультимедийные презентации. В своей работе я использую презентации, прежде всего, как средство наглядности. Помимо того, что мультимедийные презентации помогают превратить учебную наглядность из статической в динамическую, использование презентаций активно способствует развитию аудиовизуального восприятия. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать предлагаемый материал. Например, несколько лет назад мы знакомили детей с жанрами оперы и балета, инструментами симфонического оркестра только с помощью аудиоматериала в сочетании со статичной наглядностью (иллюстрации, фотографии и т. п.).
На данном этапе можно использовать такие презентации как: «Оперный театр», «Волшебный мир балета». Они помогают более наглядно и полно давать детям представление об этих жанрах. Знакомство с различными музыкальными инструментами и видами оркестров также более эффективно осуществляется с помощью разработанных видеороликов «Симфонический оркестр» и «Русские народные инструменты». Данные видеоролики позволяют наглядно представить музыкальные инструменты, звучание любого из них как соло, так и в оркестре. Кроме видеороликов в формате презентаций можно разработать дидактический материал и творческие задания для более полного представления о музыкальном инструменте: иллюстрации, познавательная информация о том, как устроен инструмент. С помощью мультимедиа-технологий детям можно не только рассказать и показать историю инструмента, как он используется, но и организовать дидактическую викторину на развитие тембрового слуха в необычной, сказочной обстановке. Цикл презентаций «Музыкальное путешествие», посвященный музыкальному искусству разных стран и народов, способствует познавательной активности ребенка-дошкольника, воспитанию толерантности и осознанию того, что язык музыки понятен всем жителям планеты.
Для развития музыкально-сенсорных способностей неоценимую помощь оказывают музыкально-дидактические игры и задания, созданные, например, в программе Power Point. В ходе таких игр и заданий дети развивается чувство ритма, мелодический слух, способность различать характер и настроение музыки; развивают способность различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра. Презентации-сказки «Путешествие в Королевство Музыки», «Карандаш и кисточка», «Песня-танец-марш», «Веселые матрешки» и другие надолго привлекают внимание дошколят и позволяют более эффективно решать задачи музыкального развития детей.
Таким образом: использование мультимедийных технологий имеет большое психолого-педагогическое значение. МТ положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность ребенка, чем облегчают запоминание, обогащают представления, стимулируют познавательную деятельность детей.
Учебно-познавательная компетенция – элементы логической деятельности, целеполагание, планирование, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, приёмы решения учебно-познавательных проблем.
Исследования, и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение вполне доступно детям старшего дошкольного возраста.
Для развития познавательной компетенции у дошкольников, можно использовать элементы технологии ТРИЗ-РТВ.
Например круги Луллия:
На внешнем круге размещаются иллюстрации к музыкальным произведения, на внутреннем - портреты композиторов.
Дети после прослушивания того или иного произведения, находят нужные изображения портрета композитора и иллюстрации к произведению, совмещают их и указывают на них стрелкой.
«Музыкальные профессии»
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка, микрофон, пианино, саксофон и т.д.
Музыкальный руководитель задает вопрос: "Кому принадлежит данный предмет?". Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Именно дошкольники оказываются успешными в решениях проблемно-противоречивых ситуаций. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность, планировать алгоритм реализации проектов.
В нашем дошкольном учреждении были разработаны и реализованы следующие проекты:
«Кукольная педагогика»,
«Академия права»,
«День матери»,
«Я помню – я горжусь».
Знакомить дошкольников с миром музыки можно на музыкальные занятиях познавательной направленности.
Такие занятия можно проводить один раз в месяц. Это своеобразный рассказ - беседа, помогающий расширить процесс изучения окружающего мира С большим интересом дети принимают участие в литературно-музыкальных вечерах и музыкальных гостиных.
Дошкольный период детства является благоприятным периодом для развития и формирования коммуникативной компетенции. Умение ребёнка позитивно общаться позволит ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
- Игровые приемы позволяют ребенку взаимодействовать друг с другом. (в парах, и группах). И каждая форма способствует формированию коммуникативных умений и навыков. Особенно эффективны:
- Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе. (например: Играя ритм на барабане, дети повторяют ритм хлопая, топая, шлепая)
- Игры-эксперименты со звуками и игры - путешествия в мир звуков – например: «Изобрази дождик» детям предлагается на выбор несколько инструментов для изображения дождика путем эксперимента дети выясняют ?? Подходит ли выбранный ребенком инструмент для изображения дождя.
- Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры
Перед началом пения с детьми проводятся Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
- Музыкально двигательные игры-импровизации
Ребенок сам должен придумать движения на соответствующую музыку. (животные, как летают снежинки, как дует ветерок)
- Музыкальные сказки
Это то, о чем я мечтаю!
Для более точного восприятия побуждаю детей внимательно слушать музыку, обращаю внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
- Пение – один из самых любимых видов муз. деятельности детей. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние ребенка. Коллективное исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального муз. общения. Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Огромную роль в развитии коммуникативной компетенции играют танцы. В танцах развивается эмпатия, т.е дети учатся чувствовать и замечать настроение друг друга, уступать, подражать, что способствует развитию доброжелательности между детьми, а также получают ощущение эмоционального благополучия.
- Коммуникативные игры
Также считаю, что коммуникативные игры способствуют формированию положительной самооценки. - Одно из любимых занятий детей - Игры – драматизации. Здесь большая свобода для проявления индивидуальности и творчества, ответственности за общий результат деятельности. В игре – происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность.
- Музыкально-дидактические игры способствуют работе в составе малых групп, оказывают поддержку и помощь друг другу.
В развитии коммуникативных навыков дошкольников, огромную роль играют взрослые, а взрослые это образец поведения для ребенка. Поэтому мы стараемся взаимодействовать с родителями и социальными институтами города.
Хочу подчеркнуть, что если ребенок имеет навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми успех музыкальной деятельности обеспечен.
Важно не «учить дошкольников музыке», а «идти с ребенком к музыке, доверительно взяв его за ручку» - именно такой путь, усеянный множеством находок и интересных открытий, будет приятным и полезным как для педагога, так и для детей. Это путь, в котором важна не только далекая цель, но и сам процесс движения к ней. Радость от совместного творческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации работы по воспитанию духовности и нравственности у дошкольников
Приобщение дошкольника к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить интегративное качество как «имеющий первичные представления о себе, обществе, о его культурны...
Презентация "Модель современного музыкального руководителя в свете требований ФГОС ДО"
quot;Воспитатель должен быть воспитан" К. Маркс...
«Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»
laquo;Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»...
Инновационные технологии в работе современного музыкального руководителя
В современном мире инновационные технологии смело внедряются в работу педагогов. И на современном этапе основной задачей является грамотный подбор методов и форм инновационной работы с детьми, которые...
Модель современного музыкального руководителя в свете требований ФГОС ДО
Каким должен быть современный музыкальный руководитель. Цели и задачи музыкального воспитания описываются в этой статье....
Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы
Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...