преемственность между детским садом и школой
консультация

Косенко Надежда Владимировна

что предусматривает преемственность между детским садом и школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_5.052016_mbdou_42.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Формирование готовности детей к обучению в школе представляет длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей . Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. И особенно это важно для детей с нарушениями речи.

Как показывает практика, на современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие являются наиболее распространёнными.

Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы, которая предполагает развитие разных компонентов речи: звукопроизношения, обогащения словаря, грамматического строя речи, умения говорить выразительно, способности связно выстраивать речь. Все это мы развиваем на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой и на занятиях обучению грамоте. Такие занятия способствуют накоплению и обогащению словарного запаса детей,  развитию связной монологической и диалогической  речи, у детей формируются способности осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении.?закрепление пройденного материала походит на коррекционных занятиях, в режимных моментах, прогулках, наблюдениях. Индивидуальный подход осуществляется при выполнении домашних заданий под руководством родителей. Домашние задания выдаются логопедом в соответствии с лексической темой недели и этапами постановки звукопроизношения.

Коррекционная работа в нашем детском саду проводится в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитателями, помощниками воспитателей, преподавателем татарского языка, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, а также при активном участии родителей.

Большинство детей логопедической группы при выпуске из сада имеют большой багаж знаний, умений и навыков. Однако  в силу объективных причин: позднее обращение родителей детей за помощью к логопеду, сочетанность диагнозов, недопонимание родителями серьёзности логопедических диагнозов, нерегулярное наблюдение и лечение у невролога, трудности в усвоении программы отдельными  детьми приводят к тому, что этим детям необходимо продолжить коррекцию в школе.

С такими детьми требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. И в данном случае, как никогда необходимо взаимодействие дошкольного и школьного звена обучения, т.к. в школе логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения.

К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе далеко не всегда получается. Это вызвано следующими причинами:

1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со всеми школьными учителями.

2. Учителя школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы в коррекции речи. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым– оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных логопедов и учителей, традиций преемственности, которые прививались бы.

4.Упразднена должность учителя-логопеда в школе, и вся коррекционная работа возложена на учителей.

5.Нет единых требований школьного тестирования в разных школах.

Хотелось бы, чтобы в практике работы нашего детского сада взаимодействие логопедов ДОУ и школы № 20 осуществлялось в:

- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов и с дефектами их речи;

- единичных посещениях  занятий в ДОУ учителями школы;

-участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников;

- передаче в школу характеристик воспитанников ДОУ;

-наглядно-текстовая информация для родителей в ДОУ;

- посещении уроков в школе логопедами ДОУ;

-совместные творческие выставки, презентации, концерты и т.д.;

Таким образом, педагоги детского сада могли бы прогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у ребёнка в начале обучения в школе и работать над ними. Как и начальная школа имела бы достаточно информации о ребёнке: его сильных и слабых сторонах.

Хочется отметить, что преемственность – это двусторонний процесс. На дошкольной ступени образования   формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не  с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

  Преемственность между детским садом и  школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Преемственность между детским садом и школой

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Продолжать работу по преемственности детского сада и школы....

Методический семинар на конкурс «Воспитатель года – 2017» по теме: «Преемственность между детским садом и школой»

(слайд 2) На «Воспитатель года – 2017» я представляю Киселёвскую  основную общеобразовательную школу.  Стаж работы - 6 лет.Моё педагогическое кредо:«В детском садике ...