Гармонизация детско-родительских отношений средством народных праздников в педагогическом процессе ДОУ
статья

Зиангирова Альбина Мунировна

Теперь у нас в детском саду традиция, ежегодно отмечать праздник «Сабантуй» вместе с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_materiala.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

Гармонизация детско-родительских отношений средством народных праздников в педагогическом процессе ДОУ

Функция семьи определена обществом. В нее входит решение многих проблем, но на первом месте всегда будет социально-педагогическая.

Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания дошкольника. Кто как не воспитатель, специалист, может дать верный совет по многим проблемам воспитания ребенка в семье. Содружество детского сада и семьи является гарантией результативности обучения и воспитания.

  Работа с родителями – это очень важная и, пожалуй, наиболее трудная задача детского сада.

Мой педагогический стаж невелик – 15 лет, из них 12 – в детском саду. Но даже за этот промежуток времени убедилась, что работа с родителями очень трудна и воспитателю просто необходима. Мы, педагоги, охотнее всего говорим об общении с детьми, менее охотно – с коллегами и совсем исключаем общение с родителями. Хотя общеизвестно, что обучение и воспитание будет наиболее продуктивным лишь в том случае, если мы будем общаться с ребенком и его родителями, используя различные формы работы с ними.

           Предметом нашего разговора является досуговая деятельность с семьей, который, по словам Т. А. Куликовой, выполняет восстановительную функцию семьи, то есть имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

           Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг – показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг – средство всестороннего развития личности человека. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».

           Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и в организации досуга. Да и чего уж греха таить, детские праздники и развлечения воспринимаются родителями, как своего рода развлечение для себя, устраиваемое воспитателями и детьми. Мы с педагогами решили попытаться изменить такую ситуацию, начав работу с совместного досуга.

           Досуг с семьей должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. Формирование традиции досуга с семьей является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголизмом, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми 

 

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в детском саду, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

            Говоря об организации досуга детей с семьей, обращаемся именно к народным праздникам, которые в силу исторически сложившихся, присущих им нравственных и эстетических ценностей имеют огромный воспитательный эффект.

В чём же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагает словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. По определению Ю. Г. Кругловой, праздники являются « нравственным кодексом народа». В-четвёртых, в познавательной ценности.

           В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

           Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

          Поэтому мы решили – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

           Теперь у нас в детском саду традиция, ежегодно отмечать праздник «Сабантуй» вместе с семьями воспитанников.

           Чтобы это мероприятие стало обучающим для детей и родителей, мы разработали определённый алгоритм подготовки к празднику:

 

- предварительная работа: детям даются сведения о том, что сабантуй – самый яркий, самый весёлый и самый любимый праздник татарского народа. С татарского языка переводится как праздник «плуга». У слова «сабан» есть два значения – это плуг и весенний сев; «туй» - это праздник земледелия, почитания матушки Земли, день поклонения ей. В этот день всё дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, всё пронизывается духом праздника. Прихорашиваются и деревни, и города. Сияют они чисто вымытыми окнами домов, румянятся только что испечёнными пирогами. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания. Сабантуй начинается после символического ритуала: в деревянный плуг впрягают лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права. Далее идёт чествование отличившихся в труде. После этого организуются праздничные игрища с состязаниями, песнями и плясками! На этом празднике уж каждый сможет себя показать (рассматривание слайдов, видеороликов, чтение книг, заучивание стихов, танцев, песен и т.д.);

         - выделение задач праздника: продолжать знакомить детей и родителей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях. Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности. Воспитывать положительные взаимоотношения с близкими людьми, взаимопонимание и сопереживание;  

- составление плана проведения праздника и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

         - изготовление пригласительных билетов для родителей;

          - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен) с родителями;

-индивидуальные встречи и консультации для родителей;

          -изготовление атрибутов, пособий с помощью родителей.

Таким образом, система подготовки и проведения праздника включает несколько этапов.

          1. Подготовительный этап.

           2. Этап активного участия в празднике. Важно помнить, что никто не сможет развлечь того, кто сам этого не хочет.

          3. Этап последующего проживания праздника. Это значит, что у ребенка может появиться потребность поделиться впечатлениями. В этом случае родителям предлагаем вместе с ребенком написать письмо родственникам или друзьям, рассмотреть полученные подарки, нарисовать наиболее понравившиеся эпизоды праздника. Из этих рисунков организовываем выставки-конкурсы.

           Все эти этапы в обозначенной нами системе, организовываются и проводятся содержательно, интересно. И мы в очередной раз убеждаемся в высоком воспитательном эффекте праздника.

          В день праздника мы подводим итоги за прошедший учебный год. Только в нашем детском саду вошло в традицию чествование детей, родителей и педагогов грамотами в номинациях: «Самый активный родитель», «Самая активная бабушка», «Самый активный участник педагогического процесса», «Самый талантливый ребенок».

Праздник с семьей доставляет всем много радостных и волнующих минут. Дети, родители, бабушки и дедушки принимают активное участие в играх, конкурсах, поют песни, частушки, читают стихи, танцуют. Мамы и папы гордятся своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Как лозунг в общении с родителями мы используем слова О. Высоцкой:

           

           «Берегите друг друга!

           Добротой согревайте!

           Берегите друг друга,

         Обижать не давайте.

           Берегите друг друга,

           Суету позабудьте

         И в минуту досуга,

          Рядом вместе побудьте!»  

           

В результате проводимой работы наш детский сад в городе имеет высокий рейтинг.


Литература

Бочаров Н.И., О.Г. Тихонова «Организация досуга детей в семье» Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2001.-208 с.

Вьюнкова Ю.Н. Жизнь ребенка и его успехи в школе (с.61).//Начальная школа// №4.,М.,1996.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект; Изд. Творческий центр «Сфера». М., 2005.

Любицина М.И. Родители глазами детей. (с.47). //Начальная школа// №6.,М.,1993.

Солуянова И.А. Трудовое воспитание в семье. Собрание – практикум. (с.67) //Начальная школа// №1.,М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Гармонизация детско-родительских отношений средствами музыкальной культуры"

Консультация для родителей.В статье рассказывается о том, как средсвами музыки помочь родителям научиться понимать внутренний мир своих детей,сделать отношения с ребёнком более доверительными, эмоцион...

"Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры"

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социализации личности, взаимодействия с окружающим миром....

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ

В статье рассматривается гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры в ДОУ....

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...