Педагогический совет по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Светлячок»
Кулундинского района Алтайского края
Педагогический совет
по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»
составила:
Жукова Кристина Даниловна,
Воспитатель
1 квартал, 2017 год
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды (РППС) ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС дошкольного образования).
Рассмотрим Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, материалов, оборудования и инвентаря)
1.1РППС должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательной активности детей, а также уголка уединения.
1.2 РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ:
- Организация инклюзивного образования;
- Учёт национально-культурных, климатических условий;
- Учёт возрастных особенностей.
1.3 РППС должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой (изменялась)
- Полифункциональной (мебель, маты, ширмы, модули)
- Вариативной (наличие различных пространств- для игры, конструирования, уединения и др.)
- Доступной (для детей с ОВЗ и инвалидов)
- Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования)
При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:
- Пространство;
- Время;
- Предметное окружение.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно - ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- Принцип активности, самостоятельности, творчества;
- Принцип стабильности, динамичности;
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- Принцип открытости – закрытости;
- Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Особенности построения РППС в условиях ДОУ, в разных возрастных групп:
Ранний возраст:
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами:
Пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)
Логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов. Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.
Младший возраст:
В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Средний возраст:
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, пазлы, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.
Старшая и подготовительная группы:
При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.
В группе специальное место и оборудование для игротеки: это и дидактические, развивающие, логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.
Подводя итог выше сказанного можно сделать вывод:
таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, нам удастся создать условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соот...
Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"
Представлены материалы описывающие основные требования, которые предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды...
Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».
Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...
Проект на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»
ПРОЕКТ...
Проект на тему:"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с фгос"
Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе «Незнайкины друзья» в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Автор: Мамедова Т.Р.Вид проекта: долгос...
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с тре...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...