Консультация для воспитателей: "Формы организации по экологическому воспитанию в детском саду"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик»
города Балашова Саратовской области»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Формы организации по экологическому воспитанию в детском саду»
Подготовила: Саяпина Ольга Павловна
2018г
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Цели и задачи экологического воспитания, а также содержание работы педагога в этом направлении отражены в образовательной области «Познавательное развитие», разделы «Ознакомление с природой» и «Развитие познавательной деятельности» Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», а также в ООП ДОУ.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию необходимо знать значение этих слов.
Понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.
Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения, и наоборот.
Формы экологического воспитания:
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада. В младшей группе в первом полугодии их организуют с подгруппой детей. Количество занятий определено в программе детского сада. Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.
Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход-это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.
На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности.
Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора. Правильная организация этой части похода очень важна - взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории- педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. И, наоборот, замусоренные участки леса, поляны не будут красивыми, даже если на них много цветущих растений.
Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием на воздухе, с движением, что способствует укреплению здоровья.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на сельскохозяйственные объекты- в поле, на огород, на птицеферму.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Экскурсии провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян лучше проводить с подгруппой детей.
В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.
В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.
Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы.
Элементарная поисковая деятельность детей.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее появляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.
Экологические акции, как форма работы с детьми
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм как:
- экологические марафоны, викторины, КВН;
- экологические акции, особенно совместно с родителями;
- составление экологических карт и планов экологических троп;
- экологические выставки и экспозиции;
- создание экологических музеев;
- экологические тренинги;
- создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;
- коллекционирование объектов природы;
- инсценировки и театрализации на экологические темы;
- встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды; - посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);
- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.
. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:
- Анкетирование, проведение опросов
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.
А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологическому воспитанию в детском саду»
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологическому воспитанию в детском саду»
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....
Консультация для родителей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
для родителей...
Консультация для родителей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
консультация...
Консультация для педагогов"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"
Консультация для педагогов «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание ус...
Консультация для воспитателей:"Создание условий для экологического воспитания в детском саду".
Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционал...