Консультация для родителей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»
Консультация для родителей
«Создание условий для экологического воспитания
в детском саду»
Ильина Е.П.
воспитатель
Баланеску О.А.
воспитатель
г. Советский
март, 2020 г.
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя
следующие компоненты.
1 Создание условий для экологического воспитания детей.
2 Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
3 Формирование системы знаний о природе.
4 .Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5 Элементарная поисковая деятельность детей.
6 Кружковая работа.
7 Совместная работа с родителями.
Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное
понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи экологического воспитания.
1 Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и
животными.
2 Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую
среду.
3 Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем
целенаправленного общения их с окружающей средой.
4 Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель помогает детям:
- видеть и понимать связи между явлениями природы;
- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для
нормальной жизнедеятельности живых организмов.
Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста
является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.
Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира.
Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты,
атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений,
для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.
1 Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.
2 Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.
3 Обсуждать увиденное.
4 Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны
природы, общение с ними, моделирование явлений природы.
5 Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и
игровой деятельности.
Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
1 Первично-ознакомительные, дети приобретают сведения о многообразии
конкретных явлений природы. Ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.
2 Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий
направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями,
животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря
своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста
растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.
3 Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих
занятиях воспитатель демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь
растений и животных с внешней средой, целенаправленные и логично
построенные бесы, подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.
4 Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования
обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.
5 Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены
различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности.
Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:
- дети познают явления с различных позиций;
- дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена
деятельности;
- одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного,
эстетического развития детей.
Первая часть занятия - беседа по календарям природы, формирование
обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального
развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах).
Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).
Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в
природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие
включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника,
очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).
Методы экологического воспитания.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют
Продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
1 Важным методом экологического воспитания является слово, его
правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный
метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,
2 Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать
чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.
3 Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы
целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики – « недельная»). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода.
4 Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или
схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого
наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям,
которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста детей используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.
5 Труд детей в природе. Экологический подход к организации труда в
природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания
условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре
внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.
6 Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты
раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой,
целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе.
7 Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с
занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.
Таким образом, целью данной работы является воспитание у детей понятия о
само ценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет, понимание того, что в природе все взаимосвязано, воспитание активной жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"
Экологическое воспитание в ДОУ...
Консультация для родителей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
консультация...
Консультация для педагогов"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"
Консультация для педагогов «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание ус...
Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для экологического воспитания в детском саду».
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...
Консультация для воспитателей:"Создание условий для экологического воспитания в детском саду".
Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционал...
Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты.1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...