Консультация для родителей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
консультация

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya_dl.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Консультация для родителей

«Создание условий для экологического воспитания

в детском саду»

Ильина Е.П.

воспитатель

Баланеску О.А.

воспитатель

г. Советский

март, 2020 г.

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя

следующие компоненты.

1 Создание условий для экологического воспитания детей.

2 Формирование системы целей и задач экологического воспитания.

3 Формирование системы знаний о природе.

4 .Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.

5 Элементарная поисковая деятельность детей.

6 Кружковая работа.

7 Совместная работа с родителями.

Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное

понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания.

1 Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и

животными.

2 Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую

среду.

3 Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем

целенаправленного общения их с окружающей средой.

4 Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель помогает детям:

- видеть и понимать связи между явлениями природы;

- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для

нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста

является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система

материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.

Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира.

Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты,

атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений,

для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

1 Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.

2 Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.

3 Обсуждать увиденное.

4 Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны

природы, общение с ними, моделирование явлений природы.

5 Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и

игровой деятельности.

Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

1 Первично-ознакомительные, дети приобретают сведения о многообразии

конкретных явлений природы. Ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.

2 Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий

направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями,

животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря

своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста

растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.

3 Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих

занятиях воспитатель демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь

растений и животных с внешней средой, целенаправленные и логично

построенные бесы, подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.

4 Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования

обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.

5 Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены

различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности.

Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

- дети познают явления с различных позиций;

- дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена

деятельности;

- одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного,

эстетического развития детей.

Первая часть занятия - беседа по календарям природы, формирование

обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального

развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах).

Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).

Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в

природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие

включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника,

очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).

Методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют

Продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

1 Важным методом экологического воспитания является слово, его

правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный

метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,

2 Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать

чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.

3 Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы

целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики – « недельная»). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода.

4 Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или

схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого

наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям,

которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста детей используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

5 Труд детей в природе. Экологический подход к организации труда в

природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания

условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре

внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.

6 Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты

раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой,

целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе.

7 Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с

занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.

Таким образом, целью данной работы является воспитание у детей понятия о

само ценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет, понимание того, что в природе все взаимосвязано, воспитание активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"

Консультация для педагогов «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание ус...

Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...

Консультация для воспитателей:"Создание условий для экологического воспитания в детском саду".

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционал...

Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты.1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...