Самообразование по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
материал (средняя группа)
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы: Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rech.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель заведующего Заведующий МАДОУ
По воспитательной и методической работе «Детский сад №393»г.Перми
МАДОУ «Детский сад № 393» г. Пермь ________________Кочнева М. Г
_____________(Голева Л.А.)
Самообразование
по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
(2016-2017 гг)
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №393»
Селезнева А.А
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы: Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
- Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
- В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
- Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
- М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
Работа с детьми
Сентябрь Загадки об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Октябрь Загадки о животных. Вечер развлечений «Загадки лесовичка».
Ноябрь Загадки о растениях. Выставка работ детского творчества.
Январь Загадки об игрушках, сказочных героях. Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».
Февраль Загадки о природе, природных явлениях. Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».
Март Придумывание загадок детьми. Коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель Загадки о транспорте. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Май Непосредственно образовательная деятельность Выставка рисунков – работ на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание:
- развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.
- Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок.
- Учить рассматривать иллюстрации к загадкам.
- Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
Работа с семьёй
Сентябрь Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
Октябрь Папка - передвижка «Загадки из детства».
Февраль Отгадывание загадок. Семейный конкурс «Вечер загадок».
Апрель Придумывание загадок детьми и их родителями. Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
Май Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.
Самореализация
Февраль Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Май Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель заведующего Заведующий МАДОУ
По воспитательной и методической работе «Детский сад №393»г.Перми
МАДОУ «Детский сад № 393» г. Пермь ________________Кочнева М. Г
_____________(Голева Л.А.)
Отчёт по самообразованию
По теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
(2016-2017 гг)
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №393»
Селезнева А.А
В течение учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».
Цель моей работы, выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.
Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.
Подобрала и изучила методическую литературу :
Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.
В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.
В течение года с детьми был проведён проект «В гостях у сказки»». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей. К проекту были привлечены родители, которые принимали участие в заключительном мероприятии - интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Результатом проекта было пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления. Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».
Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.
Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»
Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»
С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.
Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Спортивная олимпиада «Спортивные загадки».
Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»
Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.
Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьном
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотре...
Самообразование воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.3. Кудрявцева Е. Испол...
Программа по самообразованию по теме: «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее врем...
Тема самообразования по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.Актуальность темыЧеловек ...
Отчёт по самообразованию. По теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Цель моей работы, выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.Для из...
Самообразование по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....