Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
методическая разработка (старшая группа) на тему
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9.
4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_worda.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Февраль | Загадки о природе, природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Март | Придумывание загадок детьми. | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Апрель | Загадки о транспорте. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка - передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | ||
Самореализация | Февраль | Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...
Проект по самообразованию на тема: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»
laquo;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)...
План по самообразованию воспитателя старшей, подготовительной группы
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодейст...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
План по самообразованию воспитателя в подготовительной группе«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — коротк...