Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация
Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vzaimodeystviya_s_roditelyami_vospityvayushchih_detey_s_ovz.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работая в детском саду, столкнулась с такой проблемой, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ), встречаются всё чаще и непониманием родителей, что делать, как вести себя и как помочь ребёнку. И конечно, на сегодняшний день серьезной проблемой является формирование родительской компетентности с учетом особых потребностей родителей в психологической помощи, информировании, обучении, и жизненной навигации.
При взаимодействии с родителями особого ребенка необходимо соблюдать определенные правила, потому что эти родители находятся в трудной жизненной ситуации, сопровождаемой кризисом, который зачастую носит деструктивный характер и оказывает значительное влияние на формирование феномена родительства.
Родители «принимают» особого ребенка, проходя несколько этапов переживаний. Впервые узнав о нарушении здоровья у своего ребенка, родители бывают глубоко потрясены и длительное время находятся в «шоковом» состоянии.
Вторая стадия – «понимание» – родители испытывают стыд, угрызения совести, обиду: «Почему мой ребенок такой?».
Третья стадия – «защитное отрицание» – родители пытаются исключить неприятные переживания, отрицая факт заболевания.
Четвертая стадия – «принятие» – родители осознают, что ребенок «такой» и готовы сделать все для счастья малыша.
Пятая стадия – «конструктивные действия» – родители меняют жизненные ценности, образ жизни семьи, важной целью становится воспитание малыша с ОВЗ так, чтобы он стал счастливым человеком, личностью.
Часть родителей способны самостоятельно достичь периода «конструктивных действий». Большинство же, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.
По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены. Выделено несколько общих особенностей личности родителей:
- сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться;
- гиперсоциализация – обостренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов;
- контрастное сочетание сенситивности и гиперсоциализации – противоречие между чувствами и долгом, возникновение внутреннего нравственно-этического конфликта;
Противоречивость позиций родителей по отношению к своим детям. С одной стороны, родители сопротивляются предоставлению свободы и самостоятельности ребёнка. С другой стороны — желают более быстрого его развития, преодоления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают неудачи ребенка в обучении и общении с окружающими.
В семьях, где кроме ребенка с нарушениями есть другие дети, складываются неправильные отношения в целом. «Здоровому» ребенку уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на плохие поступки последнего.
При воспитании ребенка с нарушением развития в семье, устанавливается определенное отношение к нему. Принято выделять четыре типа отношений родителей к малышу.
Первый тип – полное приятие родителями особого ребенка и создание в семье гармоничных отношений, способствующих его развитию, обучению и воспитанию.
Второй тип – родительская сверхопека ребенка, освобождение от обязанностей по самообслуживанию, предупреждение и исполнение любого желания и, в итоге, формирование иждивенческого типа взаимодействия ребенка в социуме.
Третий тип – нереалистическое отношение родителей к ребенку, непонимание возможностей и завышение требований к нему, способствующее формированию чувства вины и депрессии.
Четвертый тип – безразличие (отвержение) – эмоциональное неприятие родителями ребенка и отстранение от его проблем, способствующее нарушениям его эмоциональной и социальной сферы.
Крайним вариантом нарушения взаимоотношений родителей с детьми является так называемая «материнская депривация». Это состояние, характеризующееся тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает в условиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. При материнской депривации, носящей даже фрагментарный характер, наблюдаются следующие нарушения эмоциональной и социальной сферы жизни личности: поверхностные, неглубокие отношения с людьми; отсутствие теплых чувств, неспособность заботиться о людях; недоступность, раздражающее отношение ребенка к взрослым людям, пытающимся ему помочь; отсутствие эмоций в тех случаях, где они естественны; лживость, стремление к обману, часто ничем не мотивированные и др.
В настоящее время специалистами разработаны и реализуются различные виды помощи семье особого ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривает её как реабилитационную структуру, изначально обладающую высокими потенциальными возможностями.
В основе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, лежит системный подход комплексной всесторонней психокоррекционной помощи, включающий следующие направления:
- психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка с нарушениями развития;
- психологическое консультирование семей;
- психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи особого ребенка – это деятельность педагогов, специальных педагогов, психологов по созданию социального пространства развития ребенка. Важно, что пространство должно быть психологически и эмоционально комфортным, обеспечивать удовлетворение потребностей ребенка. Психолого- педагогическое сопровождение семьи предполагает реализацию личностно-ориентированного и гуманно-личностного подхода к детям и родителям.
Кроме того, при организации сопровождения учитываются принципы комплексности, конфиденциальности, сотрудничества и равной ответственности.
В процессе психолого-педагогического сопровождения осуществляется формирование, развитие и актуализации родительских компетенций, в том числе и коррекционных.
Компетентный родитель – это человек, объективно воспринимающий реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и прилагающий усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.
Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:
- педагогическая — знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение (закрепление) желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку;
- психологическая — понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии;
- по вопросам здоровья ребёнка — компетентность, основанная на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение;
- социальная — компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум;
- правовая — знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно- правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.
Службы сопровождения семьи и ребенка, должны осуществлять свою деятельность по следующим направлениям работы: социально-правовая поддержка семей; психокоррекционная помощь родителям и членам семьи; психолого- педагогическая деятельность с ребенком; консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи; содействие в выстраивании взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования; информационно-просветительская деятельность с социальным окружением ребенка.
В специальной психологии и педагогике доказано, что «успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей», поэтому педагог должен сделать так, «чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей».
Методика психолого-педагогической помощи родителям, выделяет два направления работы: педагогическое (усвоение родителями методики обучения таких детей); психологическое (коррекция родительских установок).
Наиболее продуктивными считаются индивидуальные формы воздействия, такие как:
- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности, и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.
Таким образом, эффективность оказываемой помощи коррелирует со способностью родителя осознать, проанализировать возникшую проблему и, в конечном итоге, дать запрос на ее решение. Для осознания и анализа проблем, возникающих в связи с рождением, воспитанием, обучением особого ребенка и взаимодействием с ним, родители должны иметь достаточный уровень информированности и умение выстраивать жизненный маршрут для себя и своего особого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рекомендую родителям как воспитывать детей с ОВЗ....
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...
"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....