Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».
презентация

Шипицына Ирина Викторовна

Целью семинара является: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».

Организатор: Шипицына И.В. воспитатель I квалификационной категории.

Цель: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.

Предварительная работа: Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки.  Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

Оборудование:

- компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

- презентация “Народная тряпичная кукла”;

- тряпичные куклы

- тканевые заготовки для изготовления кукол

- колокольчик, сундучок.

Ход мастер – класса

  1. Водная чать

У бабушки Насти нашла я  ларец… (показываю сундук)

Там заперт на ключ…

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Показ русских народных тряпичных кукол

Русская тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная.

А по нраву русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть.

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки-

Оживают истории звуки.

Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой мы сейчас постараемся разобраться.

  1. Теоретическая часть. Показ презентации.

Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Во что играют современные дети?

 Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, родители очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

- Результаты такого воспитательного действия:

- повышенная агрессия;

- раздражительность;

- несдержанность;

- высокая тревожность;

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий.

 Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

 Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.

История возникновения тряпичной куклы.

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Народная игрушка -  это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Лицо у куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы - обереги

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

овес − на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Кукла День-Ночь.

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

Девка-баба.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

  1. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы Куклак.

Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна. И задача педагогов, донести ее до родителей, привлекая их к современным творческим мероприятиям в группе. Мы  не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат детей.

Предлагаю следующие формы работы с родителями в данном направлении:

Проектная деятельность в ДОУ «Добро из глубины веков»

  1. Организация семейных часов, по созданию русских народных кукол для мини – музея группы.
  2. Организация встреч  в русской горнице по изготовлению кукол определенного вида, берестяных игрушек, поделок.
  3. Организация совместных вечеров народных игр и забав.

Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников обязательно будет побуждать родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

Релаксация «Цветная лента»

Цель: Выявить удовлетворенность педагогов мастер – классом, их пожелания на будущее.

Педагог выбирает атласную ленту и привязывает к руке куклы в русском народном наряде.

Лента красная- понравилось все.

Синяя хочу узнать больше.

Желтая – заинтересовало, буду внедрять в своей работе.

Вручение книжек – малышек «Народная кукла».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 14

Куклы - обереги берегиня

Слайд 15

Зерновушка

Слайд 16

День- Ночь

Слайд 18

Игровые куклы Зайка на пальчик

Слайд 20

Мамка

Слайд 21

Обрядовые куклы Коляда

Слайд 22

неразлучники

Слайд 23

Игровая кукла « Куклак »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей " Народная игрушка"

Мастер класс по изготовлению народной игрушки...

Мастер-класс для педагогов «Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»

повышение профессиональной компетенции педагогов  в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы....

Мастер-класс для педагогов " Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"

Цель:Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народно...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педаг...