Памятка-шпаргалка педагогам ДОУ по игре дошкольников
статья
Информация будет полезной для специалистов,работающих с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
памятка для педагогов ДОУ по игре дошкольников | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для развития общения между детьми в игре |
Организация совместных игр детей:
|
Развитие способов игрового общения:
|
Консультация педагога-психолога для воспитателей
«Игра дошкольников. Коротко о важном»
Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми в игре |
|
Цель взаимодействия педагога и дошкольников в иге – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. |
Принципы организации сюжетной игры в детском саду
(по Михайленко Н.Я.)
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.
- Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.
Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Такие педагоги как Нинель Яковлевна Михайленко и Надежда Александровна Короткова предлагают системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывают общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно: приемы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет). Об этом все в книге- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
ПАМЯТКА. Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре
на разных этапах дошкольного детства
(памятка для педагога)
Этапы формирования игровых умений | Возраст ребенка | Умения ребенка | Строение сюжета игры | Действия воспитателя в совместной игре |
1 этап: формирование условных игровых действий | 1,5 – 3 года | Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. | «Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий. | Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника. |
2 этап: формирование ролевого поведения | 3 – 4 года | Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником | «Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими. | Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми. |
4 – 5 лет | Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. | «Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников. | Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей: Пассажир Шофёр Механик Бензозаправщик | |
3 этап: формирование умений строить новые сюжеты | 5 – 7 лет | Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия | «Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. | Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением. Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер). |
Список полезной литературы
Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синте, 2006.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1988.
Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...
Мастер - класс для педагогов "Театрализованно- экологические игры дошкольников"
Мастер - класс для педагогов "Театрализованно- экологические игры дошкольников"...
Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника»
Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника» В России с вступлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 1 ...
Памятка: «Шпаргалки для родителей».
Памятка: «Шпаргалки для родителей»....
Работа с родителями /мастер классы, памятки, шпаргалки/
Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи. Задача педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.Участники игры: воспитатели, специал...