Консультация для педагогов " Младший дошкольник. Характеристика возраста и задачи развития
консультация (младшая группа)

Яковлева Юлия Викторовна

Малыш вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовила воспитатель Яковлева Ю.В.

«Младший дошкольник. Характеристика возраста и задачи развития»

(Младшая группа)

Малыш вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости.

Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.

Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.

У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч – это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития. У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохранять равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать по лесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки в подвижных и спортивных играх.  

К 3 годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью – более сложным способом построения игры. У него формируется умение вступать в ролевое взаимодействие с партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинают овладевать правилами одновременных или поочередных действий.  

Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности (конструирование, изобразительная, литературно- художественная и др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Очень важная сторона развития ребенка 4-го года жизни – речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи.

Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.  

В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности. Центральными задачами развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации. В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание уделяется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности.

Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельные объекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям). Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства.

Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни -  это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей.  Конкретное проявление способов общения - это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим радость и удовлетворение.  При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю.  Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействии важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер ему не так существенно.  

Развитие эмоциональной регуляции - это возникновение у ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам. Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными правилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки на правило при попадании в ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоении правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об...

Статья "Характеристика возраста и задачи развития детей седьмого года жизни"

В подготовительной группе (как и в предыдущих группах) на первый план выдвигается задача  здоровья  и общего физического развития  и двигательной активности ребенка....

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с задержкой психического развития"

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедле...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА"...