Проект. Тема:«Устное народное творчество в театрализованной деятельности как средство эмоционального комфорта детей раннего возраста»
проект (младшая группа)

Зотова Юлия Александровна

Эмоциональный комфорт в детском саду является главенствующим фактором как для самих детей, так и для их родителей. Для того чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в детском саду, с желанием ежедневно посещал его, необходимо выявить ряд условий, которые будут эффективно способствовать этому. Одним из таких условий становится ежедневное использование в воспитательно-образовательной работе педагога разных форм устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор и малыши29.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 «Лесная сказка»

Проект

«Фольклор и малыши»

Автор проекта:

Воспитатель Зотова Ю.А.

 Сентябрь 2018 г.

Тема: «Устное народное творчество в театрализованной деятельности как средство эмоционального комфорта детей раннего возраста»

Срок реализации: краткосрочный (2 месяца)

Участники проекта: воспитанники 2 – 3 лет, воспитатели, родители.

Цель: создание условий для эмоционального отклика воспитанников на театрализованную деятельность с использованием форм устного народного творчества.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей с кукольным театром.
  2. Формировать умение воспринимать устное народное творчество.
  3. Развивать речевую активность детей, уверенность в своих силах.
  4. Способствовать эмоциональному восприятию разных форм устного народного творчества.
  5. Создавать благоприятный эмоциональный фон среди воспитанников и родителей.

Проблема: неустойчивое эмоциональное настроение воспитанников в течение дня.

        Актуальность  проблемы:

Эмоциональный комфорт в детском саду является главенствующим фактором как для самих детей, так и для их родителей. Для того чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в детском саду, с желанием ежедневно посещал его, необходимо выявить ряд условий, которые будут эффективно способствовать этому. Одним из таких условий становится ежедневное использование в воспитательно-образовательной работе педагога разных форм устного народного творчества.

В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника духовно – нравственного развития детей. Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки.

Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии. Поэтому реализацию проекта было решено проводить с использованием кукольного театра.

Перед тем как приступить к показу театра следует дать детям возможность рассмотреть фигуры героев, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются потешки, песенки, русские народные сказки, в которых герои: животные и люди.

Ожидаемые результаты:

- развитие эмоционального фона и речи дошкольников;

- пополнение театрального уголка;

- приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства;

- увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности.

Используемые формы театрализованной деятельности:

- театр по русским народным сказкам;

- театр по потешкам;

- театрализованные игры.

Предметно-пространственная среда.

1. Мини – сцена с ширмой для кукольного театра со сменными декорациями, фоном;

2. Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые игрушки: шитые, вязаные;

3. Фигурки животных пластиковые, объемные, шерстяные;

4. Театр рукавичек;

5. Детские музыкальные инструменты;

6. Атрибуты для танцевальных импровизаций;

7. Альбомы «Настроение»;

8. Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями, в т.ч. книги-раскладушки, книжки-малышки, сделанные руками детей и родителей;

9. Проектор с подборкой мультфильмов по русским народным сказкам и потешкам;

10. Магнитофон с записями русских народных мотивов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучение методической литературы;

- Организация предметно-развивающей среды;

- Составление перспективного плана работы;

- Подбор театральных эпизодов на основе потешек.

2 этап – основной.

- Проведение образовательной деятельности с детьми согласно плану;

- Консультации для родителей, оформление папок-передвижек, памяток, буклетов по теме проекта.

3 этап – заключительный.

- Показ театрализованной сказки «Тянем-потянем» с распределением детских ролей.

- Подведение итогов проекта.

Перспективное планирование

1 этап - подготовительный

Сроки проведения

Работа педагога

Сентябрь

1я неделя

  1. Изучение психолого – педагогической литературы.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Подготовка развивающей среды.
  4. Разработка системы занятий.
  5. Предварительная работа с родителями (изготовление и приобретение кукольного театра).

2 этап - практический

Сроки проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

2 неделя

Театр по песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Материал: Плоскостные игрушки гусей и кукла би-ба-бо (для роли бабушки)

Побуждать детей узнавать и называть гусей.

Привлекать детей к участию в выступлении и исполнению роли гусей.

Чтение сказки происходит под фоновую музыку.

Консультация «Потешки в помощь маме»

Сентябрь

3 неделя

Театр по докучной сказке «Пришел медведь к броду».

Материал: Игрушка «Медведь» и тазик с водой.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, 
Уж он кис, кис, кис. 
Вымок, Выкис, Вылез, Высох, 
Встал на колоду - Бултых в воду… ( и т.д.)

Памятка «Потешки не читаем, в потешки мы играем»

Сентябрь

4 неделя

Играем в «Сороку-белобоку".

Материал: Игрушка или кукла би-ба-бо, изображающая сороку, другие игрушки.

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому — на тарелочке,
Этому — на ложечке,
Этому — поскрёбышки.
А этому — не дала!
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

Вот он ходит — воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням...
Поели-поели,
Полетели
На головку сели!

Беседа «Театр дома с использованием разных форм устного народного творчества»»

Ноябрь

1 неделя

«Курочка – тараторочка»

Материал: 2 перчатки, 3 съемные головы: курочка и 2 цыпленка.

Ведущий надевает на указательный палец правой руки головку курочки, а на указательный палец и на мизинец левой руки – головки цыплят. Все движения кукол должны соответствовать тексту потешки:

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Цыпляток водит,

Хохолок раздувает,

Деток потешает.

Консультация «Даем ребенку роль»

Ноябрь

2 неделя

«Мышка-мышка, что не спишь»

Материал: 2 перчатки, 2 съемные головы мышат разного цвета.

Головки мышат надевают на указательные пальцы обеих рук. Ведущий покачивает куклой в ритм потешке, вначале одной, затем второй.

1-я мышка:   Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

2-я мышка:      Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

По желанию детей игра проводится 2-3 раза.

Впоследствии можно предложить роль мышат детям, которые смогут проговаривать их слова.

Папка-передвижка «Театральное искусство для эмоционального благополучия младших дошкольников»

Ноябрь

3 неделя

«Бабушка Ульяна»

Материал: 2 перчатки разных цветов и две съёмные головки деда и бабы.

Ведущий выразительно читает потешку, подражая голосу деда (более низко) и голосу бабы (более высоко), покачивая той куклой, которая в этот момент говорит.

Дед: Бабушка Ульяна,

         Где была?

Баба: Гуляла.

Дед: Како чудо видала?

Баба: Курочку-рябушку

С петушком на дрожках.

Буклет «Народные заклички на все случаи жизни»

Ноябрь

4 неделя

«Не просто ребятки, а ребятки-цыплятки»

Материал: куклы деда, бабы, курочки и мыши.

Воспитатель просит детей догадаться, герои какой сказки пришли к ним в гости. Для того чтобы были охвачены все дети, сказку пересказывают 2-3 раза, причём последний раз роль курочки исполняет сам воспитатель. По окончании он говорит, что его курочка загрустила потому, что потеряла цыпляток. Он спрашивает детей, хотят ли они стать её цыплятками. Проводится подвижная игра-имитация:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Целое корытце.

Консультация «Эмоциональный комфорт ребенка в кругу семьи»

3 этап - заключительный

Театр кукол «Тянем-потянем…»

Материал: куклы всех персонажей из сказки.

На итоговом театральном спектакле роли раздаются детям. Воспитатель выступает в роли рассказчика, делая паузы для прямой речи детей-персонажей. Во время пауз, когда персонажи «тянут» репку, включается русская народная мелодия со звуками фольклорных напевов.

В конце постановки дети танцуют под эту музыку со всеми персонажами из сказки.

Результаты проекта: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.  Реализованные мероприятия благоприятно сказались на общем эмоциональном фоне воспитанников – дети стали уравновешеннее, с интересом посещают детский сад, прослеживаются элементы театрализованных этюдов в игровой самостоятельной деятельности. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с кукольным театром.

Список использованной литературы:

1. Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников», М. «Просвещение», 1991г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М. «Творческий Центр СФЕРА», 2007г.

3.Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких», М. «Линка –Пресс», 2009г.

Приложение 1

Примерный репертуар музыкальных композиций

1. «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», «Ёжик» муз. Д. Кабалевского;

2. «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;

3. «Зайчик», муз. Л. Лядовой;

4. «Медведь», «Зайцы» муз. Е. Тиличеевой;

5. «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова;

6. «Воробей», муз. А. Руббах;

7. «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского;

8. «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева;

9. «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе;

10. «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова;

11. «Цыплята», муз. А. Филиппенко,

12. «Птичка», муз. М. Раухвергера;

13. «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко;

14. «Птички летают», муз. Л. Банниковой;

15. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой;

16. «Медвежата», муз. М. Красева;

17. «Птички летают», муз. Л. Банникова;

18. «Птички», муз. Л. Банниковой;

19. «Мышки», муз. Н. Сушена;

20. «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия;

21. «Лягушка» муз. В.Рябикова;

22. П.И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»;

Приложение 2

Примерный репертуар художественной литературы

− «Колобок», обр. К. Ушинского;

− «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

− «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

− «Гуси-лебеди» обр. А. Толстого, обр. А. Афанасьева;

− «Снегурочка и лиса» обр. М Булатова;

− «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;

− «Лиса и заяц», обр. В. Даля;

− «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

− «Теремок», обр. Е. Чарушина.

− «Рукавичка»;

− «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой;

− «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

− «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;

− «Маша и медведь»;

− «Лиса и журавль»;

− «Волк и лиса»;

− «Волк, кот и лиса»;

− «Три медведя»;

− «Глупый волк»;

− «Зимовье зверей»;

− «Лиса и рак»;

− К. Ушинский: «Мышки», «Лиса патрикеевна», «Два козлика», «Петух да собака».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»...