Кружок "Волшебные пальчики"
рабочая программа (средняя группа)

Иштубаева Светлана Алексеевна

ПРОГРАММА КРУЖКА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» 
(средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_palchiki.docx46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Принято: на заседании                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                                                                              Заведующий МАДОУ д/с№7

Протокол № ___ от_________                                                                                    Приказ №____ от___________

ПРОГРАММА КРУЖКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

(средняя группа)

                                                                Срок реализации: 1 год

Составитель: Иштубаева С.А.,

                                                                      воспитатель МАДОУ д/с№7

Оглавление

  1. Информационная часть программы                                            3-4 стр.                    
  2. Пояснительная записка                                                                 4-7 стр.
  3. Календарно-тематическое планирование и содержание

программы                                                                                              8-14 стр.

  1. Информационно-методическое обеспечение программы          15 стр.

  1. Информационная часть программы

Вид программы- развивающая.

Период обучения-1 год.

Возраст обучающихся воспитанников- 4-5 лет (средняя группа), 1 раз в неделю, продолжительность -20 минут.

Состав обучающихся воспитанников – постоянный.

Методы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д);
  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение)педагогом, работа по образцу);
  • Практический ( выполнение работ);
  • Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты)

Методы , в основе  которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный- дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • Репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • Частично-поисковый- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • Исследовательский- самостоятельная творческая работа учащихся

 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:

  • Фронтальная- одновременная работа со всеми учащимися;
  • Индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • Групповой- организация работы в группах;
  • Индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Форма реализации программы:

 индивидуальный  и  дифференцированный подход.

Развивающая среда:

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, офисная бумага, гуашь, акварельные краски, природный материал, фломастеры, кисти, карандаши и т.п.

Условия реализации программы- естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

  1. Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

   Программа кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 4-5 лет.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программой МАДОУ д/с №7.

 

Актуальность:

Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает

художественное творчество.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
  • Формировать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами
  • Формировать интерес к художественной деятельности;

Развивающие:

  • Развитие мелкой  моторики пальцев рук, сенсорного воспитания, глазомера, воображения, волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца);
  • Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
  • Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Прививать навыки работы в группе;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,  умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Планируемые результаты  овладения программным материалом:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
  • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:

  • Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
  • Владение техниками нетрадиционного рисования;
  • Владение навыками работы с тестом, глиной;
  • Составление творческих композиций

  1. Календарно- тематическое планирование и содержание программы.

Месяц

темы занятий

цели

Литература

Октябрь

Знакомство с кружком «Волшебные ручки»

Познакомить детей с кружком «Волшебные ручки», рассмотреть рисунки и поделки детей, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. Познакомить с правилами техники безопасности; приучать раскрашивать картинки не выходя из линии

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 1

 Дерево осеннее (рисование пальчиками, гуашь)

развивать творческие способности детей, развивать эстетические чувства.

Формировать умение рисовать пальчиками красками разного цвета, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 2

 «Ежик»

(лепка пластилином)

Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки), учить с помощью семечек передавать образ ежа, закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь, воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 3

Осенние картинки из листьев и лепестков (коллективная работа)

Учить детей создавать  сюжетные картинки из осенних листьев и цветочных  лепестков; дать начальное представление о художественной технике «коллажирование»; развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус.

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя группа) стр. 34-35, занятие №7

Ноябрь

Разноцветные конфеты /рисование карандашами и фломастерами/

продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творческую фантазию;

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 4

 «Воздушные шары»

(Мозаичная аппликация)

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 5

«Яички простые и золотые»

/рисование красками/

Закреплять знание овальной формы, понятия  «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» /в средней группе детского сада/ стр. 40, занятие №20

Цыпленок

(Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала)

Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать побуждать детей изображать при помощи движений текст стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

Д.Н.Колдина «Лепка  с детьми 4-5 лет» с.5

Декабрь

Морозные  узоры

(декоративное рисование по мотивам кружевоплетение)

 Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетение; экспериментирование с красками для получения  оттенка голубого цвета; свободное творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг и т.п.)

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр. 66-67, занятие №26

«Еловые ветки» (новогодняя поделка – бумажных полосок)

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 6

«Еловые ветки» (новогодняя поделка – бумажных полосок)

Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 6

Елочка зеленая

(Лепка из пластилина)

Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. Развивать умение переключать внимание

Д.Н.Колдина «Лепка  с детьми 4-5 лет» с.4

Январь

«Синичка»

/Рисование оттиском ладошки./

Учить рисовать птиц, используя отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке; развивать память, воображение, логическое мышление,

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 7

«Снеговик»

/аппликация/

Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая ведро). Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой. Учить детей составлять композицию во весь лист. Воспитывать самостоятельность. Развивать творчество, мелкую моторику рук.

А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду », стр.40, занятие№11

 Колобок

/Лепка из  соленого теста/

Учить лепить предметы округлой формы. Закрепить представление о шаре и его свойствах. Создавать образ колобка при помощи вспомогательных материалов: бусинок, горошинок для глаз; веточек для носа и рта. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к персонажам сказки.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 8

Февраль

Военная техника

/рисование акварельными красками/

формировать умение детей создавать изображение танка, самолета, броневика, ракеты используя акварельные краски; вызвать желание создать рисунок и порадовать пап (дедушек, братьев) ; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к познанию техники

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 9

Быстрокрылые самолеты

/аппликация/

Учить детей создавать изображение самолета из бумажных деталей разной формы и размера; показать возможность видеоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперек и по диогонали); развивать творческое мышление; воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр. 98, занятие №42

«Кораблик с парусами»

(поделка из бросового материала- губка)

Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 10

Салют

 (Рисование кистью на мокром листе бумаги. Акварель)

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.

Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 4 — 5 лет.

Стр. 43, занятие 14

Март

«Цветы для мамы". (Оформление праздничной открытки- аппликация.)

Продолжать развивать умение вырезать по шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых весенних цветах; развивать мелкую моторику.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 11

«Цветок в горшке» ( работа с пластилином- методом «налепа»)

Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя метод «налепа». Составлять композицию по замыслу.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 12

«Веселые матрешки»

(рисование декоративное)

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы)4 учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления  «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке); развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр. 106-107, занятие №46

«Веселые матрешки»

(рисование декоративное)

Продолжить работу по рисованию матрешки с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления  «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке); развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр. 106-107, занятие №46

Апрель

«Ракеты в космосе»

(аппликация)

учить детей вырезать фигуры и приклеивать их на лист бумаги. учить детей правильно держать ножницы;

развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;наклеивать детали на поверхность листа;

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 13

Звездное небо

(Растягивание пластилина)

Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.

Д.Н.Колдина «Лепка  с детьми 4-5 лет» с.8

"В гости к нам пришли зверушки"

(поделка из бросового материала- втулка туалетной бумаги )

Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 14

«В гости к нам пришли зверушки» (поделка из бросового материала- втулка туалетной бумаги )

 

Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы.

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 14

Май

«Божья коровка»

(оригами)

учить детей создавать художественные образы; развивать интерес к освоению техники оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать бережное отношение к природе

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 15

«У солнышко в гостях»

(аппликация с элементами рисования)

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок; закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины; подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании- на основе двух кругов или овалов разной величины; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр.138-139, занятие №62

«У солнышко в гостях»

(аппликация с элементами рисования)

Продолжить работу по рисованию  простого  сюжета по мотивам сказок; закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины; подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании- на основе двух кругов или овалов разной величины; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность

И.А.Лыкова «ИЗО  в детском саду» (средняя группа) стр.138-139, занятие №62

Итоговое

мероприятие

«Волшебные пальчики»

Представление достижений детей

Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А.

Занятие № 16

 

Информационно- методическое обеспечение программы

  1. Интернет – ресурсы:

- www.maam.ru

-www.nsportal.ru

- www. kopilkaurokov.ru

  1. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.
  2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.
  3. Колдина  Д.Н. Рисование с детьми 4 — 5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2014
  4. Лыкова И. А.  Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.
  5. Лыкова И. А.  Художественный труд в детском саду (средняя группа) : конспекты занятий и методические рекомендации .– М.: «Цветной мир»,2010г
  6. Лыкова И. А.  Изобразительная деятельность  в детском саду (средняя группа):планирование, конспекты, методические рекомендации – М.: «Карапуз»,2009г
  7. Лыкова И. А.  Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г
  8. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
  9. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
  10. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
  11. .Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...