Кружок "Волшебные пальчики"
рабочая программа (средняя группа)
ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_palchiki.docx | 46.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Принято: на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Заведующий МАДОУ д/с№7
Протокол № ___ от_________ Приказ №____ от___________
ПРОГРАММА КРУЖКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
(средняя группа)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Иштубаева С.А.,
воспитатель МАДОУ д/с№7
Оглавление
- Информационная часть программы 3-4 стр.
- Пояснительная записка 4-7 стр.
- Календарно-тематическое планирование и содержание
программы 8-14 стр.
- Информационно-методическое обеспечение программы 15 стр.
- Информационная часть программы
Вид программы- развивающая.
Период обучения-1 год.
Возраст обучающихся воспитанников- 4-5 лет (средняя группа), 1 раз в неделю, продолжительность -20 минут.
Состав обучающихся воспитанников – постоянный.
Методы работы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение)педагогом, работа по образцу);
- Практический ( выполнение работ);
- Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты)
Методы , в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный- дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский- самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:
- Фронтальная- одновременная работа со всеми учащимися;
- Индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой- организация работы в группах;
- Индивидуальный- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Форма реализации программы:
индивидуальный и дифференцированный подход.
Развивающая среда:
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, офисная бумага, гуашь, акварельные краски, природный материал, фломастеры, кисти, карандаши и т.п.
Условия реализации программы- естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
- Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 4-5 лет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программой МАДОУ д/с №7.
Актуальность:
Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает
художественное творчество.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
- Формировать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами
- Формировать интерес к художественной деятельности;
Развивающие:
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорного воспитания, глазомера, воображения, волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца);
- Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
- Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- Прививать навыки работы в группе;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
- Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
- Владение техниками нетрадиционного рисования;
- Владение навыками работы с тестом, глиной;
- Составление творческих композиций
- Календарно- тематическое планирование и содержание программы.
Месяц | темы занятий | цели | Литература |
Октябрь | Знакомство с кружком «Волшебные ручки» | Познакомить детей с кружком «Волшебные ручки», рассмотреть рисунки и поделки детей, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. Познакомить с правилами техники безопасности; приучать раскрашивать картинки не выходя из линии | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 1 |
Дерево осеннее (рисование пальчиками, гуашь) | развивать творческие способности детей, развивать эстетические чувства. Формировать умение рисовать пальчиками красками разного цвета, дорисовывать рисунок. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 2 | |
«Ежик» (лепка пластилином) | Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки), учить с помощью семечек передавать образ ежа, закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь, воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 3 | |
Осенние картинки из листьев и лепестков (коллективная работа) | Учить детей создавать сюжетные картинки из осенних листьев и цветочных лепестков; дать начальное представление о художественной технике «коллажирование»; развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус. | И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» (средняя группа) стр. 34-35, занятие №7 | |
Ноябрь | Разноцветные конфеты /рисование карандашами и фломастерами/ | продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творческую фантазию; | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 4 |
«Воздушные шары» (Мозаичная аппликация) | Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 5 | |
«Яички простые и золотые» /рисование красками/ | Закреплять знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» /в средней группе детского сада/ стр. 40, занятие №20 | |
Цыпленок (Лепка из пластилина с использованием дополнительного материала) | Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать побуждать детей изображать при помощи движений текст стихотворения. Развивать точность и координацию движений. | Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» с.5 | |
Декабрь | Морозные узоры (декоративное рисование по мотивам кружевоплетение) | Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетение; экспериментирование с красками для получения оттенка голубого цвета; свободное творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг и т.п.) | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр. 66-67, занятие №26 |
«Еловые ветки» (новогодняя поделка – бумажных полосок) | Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 6 | |
«Еловые ветки» (новогодняя поделка – бумажных полосок) | Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 6 | |
Елочка зеленая (Лепка из пластилина) | Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. Развивать умение переключать внимание | Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» с.4 | |
Январь | «Синичка» /Рисование оттиском ладошки./ | Учить рисовать птиц, используя отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке; развивать память, воображение, логическое мышление, | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 7 |
«Снеговик» /аппликация/ | Учить детей вырезать круг из квадрата, срезать у квадрата углы (получая ведро). Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой. Учить детей составлять композицию во весь лист. Воспитывать самостоятельность. Развивать творчество, мелкую моторику рук. | А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду », стр.40, занятие№11 | |
Колобок /Лепка из соленого теста/ | Учить лепить предметы округлой формы. Закрепить представление о шаре и его свойствах. Создавать образ колобка при помощи вспомогательных материалов: бусинок, горошинок для глаз; веточек для носа и рта. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к персонажам сказки. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 8 | |
Февраль | Военная техника /рисование акварельными красками/ | формировать умение детей создавать изображение танка, самолета, броневика, ракеты используя акварельные краски; вызвать желание создать рисунок и порадовать пап (дедушек, братьев) ; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к познанию техники | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 9 |
Быстрокрылые самолеты /аппликация/ | Учить детей создавать изображение самолета из бумажных деталей разной формы и размера; показать возможность видеоизменения деталей (срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперек и по диогонали); развивать творческое мышление; воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности. | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр. 98, занятие №42 | |
«Кораблик с парусами» (поделка из бросового материала- губка) | Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 10 | |
Салют(Рисование кистью на мокром листе бумаги. Акварель) | Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа. | Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 4 — 5 лет. Стр. 43, занятие 14 | |
Март | «Цветы для мамы". (Оформление праздничной открытки- аппликация.) | Продолжать развивать умение вырезать по шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых весенних цветах; развивать мелкую моторику. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 11 |
«Цветок в горшке» ( работа с пластилином- методом «налепа») | Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя метод «налепа». Составлять композицию по замыслу. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 12 | |
«Веселые матрешки» (рисование декоративное) | Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы)4 учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке); развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр. 106-107, занятие №46 | |
«Веселые матрешки» (рисование декоративное) | Продолжить работу по рисованию матрешки с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке); развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр. 106-107, занятие №46 | |
Апрель | «Ракеты в космосе» (аппликация) | учить детей вырезать фигуры и приклеивать их на лист бумаги. учить детей правильно держать ножницы; развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;наклеивать детали на поверхность листа; | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 13 |
Звездное небо (Растягивание пластилина) | Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок. | Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» с.8 | |
"В гости к нам пришли зверушки" (поделка из бросового материала- втулка туалетной бумаги ) | Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 14 | |
«В гости к нам пришли зверушки» (поделка из бросового материала- втулка туалетной бумаги )
| Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 14 | |
Май | «Божья коровка» (оригами) | учить детей создавать художественные образы; развивать интерес к освоению техники оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать бережное отношение к природе | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 15 |
«У солнышко в гостях» (аппликация с элементами рисования) | Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок; закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины; подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании- на основе двух кругов или овалов разной величины; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр.138-139, занятие №62 | |
«У солнышко в гостях» (аппликация с элементами рисования) | Продолжить работу по рисованию простого сюжета по мотивам сказок; закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины; подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) в аппликации и рисовании- на основе двух кругов или овалов разной величины; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность | И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду» (средняя группа) стр.138-139, занятие №62 | |
Итоговое мероприятие | «Волшебные пальчики» | Представление достижений детей | Приложение №1 к кружку дополнительного образования «Волшебные пальчики» (средняя группа), руководитель Иштубаева С.А. Занятие № 16 |
Информационно- методическое обеспечение программы
- Интернет – ресурсы:
-www.nsportal.ru
- www. kopilkaurokov.ru
- Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.
- Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4 — 5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2014
- Лыкова И. А. Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду (средняя группа) : конспекты занятий и методические рекомендации .– М.: «Цветной мир»,2010г
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа):планирование, конспекты, методические рекомендации – М.: «Карапуз»,2009г
- Лыкова И. А. Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г
- Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
- Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
- Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
- .Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...