Что такое ММД? Консультация для педагогов
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова

Минимальные мозговые дисфункции у детей являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных исследователей частота встречаемости ММД у детей дошкольного возраста достигает 5 - 20%. Педагогам, работающим с ребенком с ММд, необходимо понимать, что представляет собой ММД, каковы симптомы и прогнозы данного нарушения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_mmd.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Минимальная мозговая дисфункция  - это замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах. Это понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего органической природы.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает  20% . ММД не является болезнью – это некоторая незрелость ЦНС. В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД чаще находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Причины, влияющие на возникновение ММД: соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации, острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности, внутриутробные инфекции,  наследственные заболевания и нарушения обмена веществ, .патологическое течение беременности, вредные воздействия окружающей среды, интоксикации,  патологическое течение родов, недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Симптомы ММД: повышенная умственная утомляемость; отвлекаемость внимания; затруднения в запоминании нового материала; плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты; укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; возможны головные боли. У многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости, двигательной расторможенности. Как правило, характерно слабое развитие речи, аграмматизмы. Обычно слабо развита мелкая моторика.

Как правило, нарастание симптомов ММД возникает к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.

Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение.

Для педагогов важно понимать, что ребенок с ММД не виноват в обусловленных органической ослабленностью мозга трудностях и не может произвольно управлять ими.

Прогноз для детей с ММД:

Прогноз в целом благоприятен, существуют несколько вариантов:

  1. со временем симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей “перерастают” этот синдром.
  2. Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются некоторые проблемы в повседневной жизни. Их постоянно сопровождает чувство “нетерпеливости и неугомонности”, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни.
  3. В некоторых случаях развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма.

Самым важным для педагогов, работающим с ребенком с ММД является индивидуальный подход к его обучению. Важно не отбить у ребенка желание учиться. Необходимо понимать особенности такого ребенка, учитывать их на занятиях и в воспитании вообще. У большинства таких детей мозг «созревает». Обычно это происходит к 8-9 годам. Симптомы уходят, и ребенок перестает испытывать трудности в обучении. Если же его особенности не учитывались, к ребенку проявлялись повышенные требования, не учитывающие его проблем, то у ребенка вырабатывается отвращение к учебе, негативизм и так далее. Поэтому на педагогах ДОУ и начальной школы лежит большая ответственность в этом плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Консультация для педагогов ДОУ "Что такое ФГТ?"

Консультация для педагогов ДОУ "Что такое ФГТ?"...

"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к орган...

"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к орган...

"Что такое ФГТ" (консультация для педагогов)

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдви­гают новые требования к орган...

Консультация для педагогов«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Моральные нормы и нравственные ценности детей...