Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую(ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр –развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Поэтому основными функциями игры являются:
• игровой метод обучения;
• форма обучения;
• самостоятельная игровая деятельность;
• средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры - занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Использование таких игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании:
• подбор картинок по парам;
• подбор картинок по общему признаку;
• запоминание состава, количества и расположения картинок;
• составление разрезных картинок и кубиков;
• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.
Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)
Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую(ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр –развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Поэтому основными функциями игры являются:
• игровой метод обучения;
• форма обучения;
• самостоятельная игровая деятельность;
• средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры - занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Использование таких игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
В дошкольной педагогике все дидактические игры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании:
• подбор картинок по парам;
• подбор картинок по общему признаку;
• запоминание состава, количества и расположения картинок;
• составление разрезных картинок и кубиков;
• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.
Методика проведения дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)
Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педсовета на тему: «Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Для педсовета...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Подготовил: воспитатель...
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Широкое использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающем процессе позволяет не только повысить эффективность решения основных образовательных задач, но и п...
"Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Консультация для педагоговна тему:"Дидактические игры ка...
Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Отчет по самообразованию дидактические игры...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию ....
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста...