Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
материал
Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.
Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные проблемы в развитии, что даже программа младшей группы детского сада оказывается для них неприемлемой. Особая специфика игры на музыкальных инструментах состоит в следующем: один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети смогли его усвоить в своём индивидуальном темпе, и постепенно начали присоединяться к общему исполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа «Маленький оркестр» с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
Музыкальный руководитель: Корчагина Л.Е.
Актуальность проблемы включения детей с особыми возможностями здоровья с нарушением зрения в программу кружковой работы «Маленький оркестр» обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.
Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные проблемы в развитии, что даже программа младшей группы детского сада оказывается для них неприемлемой. Особая специфика игры на музыкальных инструментах состоит в следующем: один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети смогли его усвоить в своём индивидуальном темпе, и постепенно начали присоединяться к общему исполнению.
Цель кружка «Маленький оркестр» - помочь детям дошкольного возраста с нарушением зрения войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении: создать устойчивую модель удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Задачи - развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.
Также были поставлены и коррекционные задачи для достижения положительных результатов.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания детей о музыкальных инструментах;
- учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в ансамбле;
- обогащать словарь детей по теме «Музыкальные инструменты».
Коррекционно-воспитательные:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- воспитывать коммуникативные навыки детей в совместном творчестве;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
Коррекционные-развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции);
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать координацию движения рук, пальцев при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и других инструментах;
- развивать фонематический и музыкально-ритмический слух;
- развивать дыхание.
Методы и приёмы, используемые в работе:
- наглядно-слуховой (слушание записи, исполнение песни, игра на музыкальном инструменте);
- наглядно-зрительный (показ игрушек и ярких картинок с изображением инструментов, ритмических схем);
- совместные действия ребёнка с взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.
Значение кружковой работы заключается в том, что эти занятия в «Маленьком оркестре» у детей с нарушением зрения направлены на создание условий эмоционального комфорта. Опыт работы показывает, что на таких занятиях необходимо концентрировать внимание ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног. Очень важна правильная организация внимания ребенка, темп занятия (быстро - не поймет, медленно устанет).
Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.
Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.
Индивидуальное или коллективное музицирование используем на каждом занятии кружка:
- Обыгрывание дидактических игр (компьютерных) («Веселый оркестр», «Колобок», «Колокольчики»);
- В играх («Игра со звоночками» Ю. Рожавской, «Ты катись, весёлый бубен»);
- Пении («Ложкари» русские народные мелодии, «Наш оркестр» М. Картушиной),
- Танцах («Пляска с ложками» М. Могучевой, «Пляска с бубнами») и инсценировках («Лесные музыканты», «Петрушкины игрушки»).
Тем самым, постоянно активизируя внимание, самостоятельность, творческую и познавательную инициативу детей, создавая ситуации эмоционального интереса.
Музыка, исполняемая самими детьми, звучит на детских утренниках, праздниках и развлечениях, участвуем в городских и республиканских конкурсах.
С этой целью в детском саду собрана большая и разнообразная коллекция детских музыкальных инструментов – ударные (бубны, погремушки, барабаны, треугольники); духовые (дудки, свистульки, свирели); мелодические (металлофоны); русские народные (ложки (одинарные, двойные, тройные, ложки-веер с бубенчиками), трещотки, бубенцы (на кольце, на палочке); народные (маракасы, кастаньеты, румбы). Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к элементарному музицированию всех, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.
В работе по обучению игре на музыкальных инструментах используем учебное пособие Н. А. Ветлугиной «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», методическое пособие Н. А. Ветлугиной «Детский оркестр», С. Бублей «Детский оркестр». В нашем детском саду используется наиболее простой, доступный из всех видов оркестра – шумовой оркестр.
Одна из разновидностей шумового оркестра – ансамбль ложкарей.
На занятиях кружка закрепляем навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем прохлопывают ритмический рисунок и лишь потом воспроизводят его на музыкальных инструментах.
После того как дети освоят простые навыки исполнения на музыкальных инструментах. Вводим схематическое обозначение инструментов и ритмического рисунка, что позволяет усложнить исполнительские навыки в работе в оркестре.
Способы размещения участников детского оркестра
Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Формы проведения занятий с детским оркестром
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Результатами нашей работы является:
- Участие во II республиканском фестивале казачьих песен и плясок «Казачий круг». Диплом участника
- Победители Всероссийского конкурса «Мои таланты» вокальное и музыкальное творчество, оркестр «Ми-ми-нотки» (группа Д), музицирование «Ой, Варенька». Диплом 2 место
- Победители IV республиканского смотра - конкурса по реализации проекта «Музыка для всех». Ансамбль «Ми-ми-нотки» (группа Д). Диплом 2 место.
Заключение
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:
- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;
- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
Список использованной литературы
- Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
- Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 2001
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1957
- Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду, вып. 1,2,3,4,5,6. - М., 1966-1967
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....