Статья "Проектная деятельность в ДОУ"
статья

Пищальникова Валерия Николаевна

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Проект это инновационный метод работы с детьми согласно федеральным государственным требованиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа – интернат №357 с углубленным изучением физической культуры

Приморского района Санкт – Петербурга «Олимпийские надежды»

дошкольное отделение

Статья «Проектная деятельность в ДОУ»

Подготовила и провела:

Воспитатель I категории

Шовкопляс В.Н.

Санкт – Петербург

2018г.

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Проект это инновационный метод работы с детьми согласно федеральным государственным требованиям. Что же такое метод проектов согласно ФГТ.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Основной тезис современного понимания метода проектов:

«Все, что я познаю - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

• Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.

• Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Зачем нужны проекты

! Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей.

Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.

Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

Развитие умения наблюдать, слушать.

Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.

Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

Основная цель проектного метода

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Виды проектов

По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

коллективные

Виды проектов

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

Виды проектов

По характеру содержания:

монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история).

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.

Виды проектов

По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

Исследовательско-творческие

Информационно-практико-ориентированные

Творческие

Ролево- игровые

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (старшая группа)

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)(2 младшая группа)

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (2 младшая группа)

Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектовизначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. (средняя группа)

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка, проект правил группы, витражи и т. д.) (старшая группа)

Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Помогает:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, память, внимание;

- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...