Выступление на ММО на тему: «Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о форме предметов и геометрических фигурах»
материал (младшая группа)

     Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

 Выступление на ММО

на тему:

«Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о форме предметов и геометрических фигурах»

Подготовила: воспитатель :

Петрова Галина Евгеньевна


     Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста.  
    Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

     Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или фигурой) форму разных предметов.

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве -- необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое иной геометрической невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорные эталоны -- это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины -- соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.

     Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет.  

     Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в группе раннего возраста используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название

     Первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в  руке»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.). На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры.

     Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

тема " Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур.Изучение научно-методической литературы показало, без развития ощущений и восприятия, невозможно разви...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Презентация "Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах" поможет родителям и педагогам поэтапно познакомить детей сформой предметов и геометрическими ...

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМАМИ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ...

Выступление на ММО на тему: «Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о величинах и их измерении»

   Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста....

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....