«Сюжетно ролевая игра в педагогическом процессе ДОУ»
учебно-методический материал
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Сюжетно ролевая игра в педагогическом процессе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 69.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной учебный центр»
Специальность: «Воспитатель»
Направление: «Воспитатель
детей дошкольного
образовательного учреждения»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Сюжетно ролевая игра в педагогическом процессе ДОУ»
Выполнил: Чунарева Наталия Сергеевна
Проверил:_________________________
г.Саратов
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………...6
1.1 Значение сюжетно ролевой игры в ДОУ………………………………........6
1.2 Условия развития сюжетно-ролевой игровой деятельности в детском
саду……………………………………………………………………………....8
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ…............................................................................................................12
2.1. Исследование исходного уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей подготовительной группы………………………………..12
2.2. Организация практической работы по созданию условий в ДОУ
для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………………....16
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТОРЫ…………………………...24
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
« Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста». Эта фраза стала аксиомой, и с ней мало кто спорит. Именно в процессе игры у ребёнка развиваются интеллект, личностные качества, идёт подготовка к обучению в школе. Межличностные отношения в группе детского сада, тоже во многом зависят от того, умеет ребёнок играть или нет.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которое позволяет обеспечивать успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:
1) развитие игровой деятельности детей;
2)приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
3)формами гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому обществу.
В ФГОС чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно, так как в настоящее время в образовательном процессе на первом месте стоит такая форма организации детей как занятие. Но, тем не менее, успешное развитие ребёнка в последующей жизни зависит не от количества проведённых занятий, а от того, как было прожито дошкольное детство, и в какой мере ребёнок освоил игровую деятельность.
Сюжетно ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношение между ними.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и принимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
На значимость игры для полноценного развития ребёнка указывали многие известные исследователи – Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Л. Венгер и др. Выдающийся педагог прошлого столетия - Елизавета Ивановна Тихеева подчёркивала, что поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей.
Сейчас не только педагоги, но и многие родители признают, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка, а вот будет ли она преобладать над другими, во многом зависит от нас – воспитателей.
Именно поэтому выбранная мной тема является столь актуальной.
Цель работы: исследовать теоретические основы сюжетно ролевой игры в педагогическом процессе и практическим путём определить эффективные организационно-методические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей подготовительной группы.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры повысится, если в педагогическом процессе дошкольного учреждения будут созданы следующие условия:
1)воспитатели будут проводить работу по обогащению сюжетов игр и развития игровых действий у детей;
2)будет создана обогащённая развивающая среда для самостоятельных и организованных сюжетно-ролевых игр детей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2.Выявление исходного уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников.
3.Создание и экспериментальная проверка организационно-методических условий развития сюжетно-ролевой игры детей подготовительной группы.
4.Определение динамики уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников в результате проведённой экспериментальной работы.
Методологической основой моего исследования является положение отечественных психологов – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника, имеющей непосредственное отношение к формированию внутренней жизни ребёнка и его мотивационной сферы. А так же научные исследования: Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко и др. о процессе развития содержания игры в дошкольном возрасте.
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
1)теоретический анализ литературы;
2)педагогический эксперимент;
3)наблюдения;
4)беседа;
5)методы математической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в создании и экспериментальной апробации организационно-методических условий направленных на развитие сюжетно-ролевой игровой деятельности старших дошкольников. Практические материалы могут быть использованы педагогами детских садов в работе с детьми.
Объём и структура аттестационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Экспериментальная работа длилась с декабря месяца 2015 г. по март месяц 2016 г. и проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 79» г. Энгельса, Саратовской области. В эксперименте принимали участие педагоги двух подготовительных групп данного детского сада и 40 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Для написания аттестационной работы в качестве нормативно-правовой базы применялись: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Значение сюжетно ролевой игры в ДОУ
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая является ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более попятным
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. А также помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов — К. Д. Ушинского, Н. К Крупской, А. С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей. А. С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. «У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок».
Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.
Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Сюжетно-ролевая игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
1.2 Условия развития сюжетно-ролевой игровой деятельности в детском саду
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.
Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры, как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место. Исследователи Виноградова Н.А. и Позднякова Н.В. обозначали, по каким критериям подбираются эти материалы.
Обязательным ребованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
1)провоцировать ребенка на агрессивное действие;
2)вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
3)провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
4)вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
1)полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
2)дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
3)возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
4)высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству .
Другой педагог исследователь – Краснощёкова Н.В. указывает в своих работах на то, что подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в разных возрастных группах, с учётом ближайшей перспективы их развития. Так, для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т.д. В группах среднего и старшего дошкольного возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д.
В отечественной дошкольной педагогике вопросом руководства детскими играми занимались Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, Н.Я. Михайленко и др. Они считали, что используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Прямые приёмы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, помощь, советы по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д. Но необходимо не забывать, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре .
Исследователь Н.Я. Михайленко в своей концепции о формировании сюжетной игры в дошкольном детстве, утверждает, что развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Автор выделяет три этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года-5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н.Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнёр: он как бы занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развёртывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребёнка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнёром на доступном для него уровне.
Таким образом, мы можем сделать обобщающий вывод, что основным условием успешного развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей в детском саду, является профессиональное руководство воспитателем детской игрой, которое основано на умении педагога грамотно сочетать приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства играми. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
2.1. Исследование исходного уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей подготовительной группы
Изучив теоретические аспекты игровой деятельности дошкольников, её особенности и условия развития у детей старшего дошкольного возраста, я организовала педагогический эксперимент. Целью, которого являлось исследование процесса сюжетно-ролевой игры старших дошкольников и условий её развития.
Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада г. Энгельс, Саратовской области МБДОУ «Детский сад № 79».
Педагогический эксперимент длился с декабря 2015 г. по март 2016 г. В нём приняли участие 40 детей в возрасте от 6 до 7 лет и педагоги данного детского сада:
а)контрольная группа: 20 детей подготовительной группы № 4.
б)экспериментальная группа: 20 детей подготовительной группы №5.
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент
3. Контрольный эксперимент
Наше опытно-экспериментальное исследование мы начали с изучения и анализа предметно-развивающей среды данного детского сада и групп, участвующих в эксперименте.
В ходе обследования, было выявлено, что предметно-развивающая среда дошкольного учреждения в основном соответствует программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников.
Предметно-развивающая среда групп способствует развитию игровой деятельности дошкольников. В группах оборудованы игровые центры, оснащённые разнообразными материалами и атрибутами для организации сюжетно-ролевой игры: игровой модуль «Парикмахерская», игровой модуль «Семья», игровой модуль «Магазин». Есть сборные комплекты игровых атрибутов к таким сюжетно-ролевым играм, как «Больница», «Ремонтная мастерская», «Армия», «Пароход», «Автобус», «Почта». Так же в группах есть модульный строительный материал, который дети могут использовать в сюжетно-ролевых играх.
Так же, для обогащения представлений детей об окружающей жизни с целью расширения тематики и развития сюжетов детских игр, в группах, в свободном доступе для детей имеются тематические альбомы – «Все работы хороши», «Наша планета – Земля», «В космосе», «Моря и реки» и т.д.
Так же нами был проведён анализ групповых календарно-тематических планов воспитателей на предмет планирования работы по развитию сюжетно-ролевой игровой деятельности дошкольников.
Проведенный анализ показал, что работа по развитию сюжетно-ролевой игровой деятельности с детьми обеих групп планируется педагогами в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и методического пособия Н.А. Виноградовой «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников».
Нами было отмечено, что воспитатели в основном используют косвенные методы руководства детской игрой, а именно проводят мероприятия направленные на обогащение игровой предметной среды и представлений детей об окружающем мире. С этой целью детям читают разнообразную художественную литературу о жизни и деятельности людей; проводят познавательные беседы о событиях общественной жизни; рассматривают иллюстрации; проводят наблюдения за природными явлениями и за трудом взрослых (дворник, повар, медсестра).
Наблюдение практической деятельности воспитателей, показало, что педагоги практически не используют прямые методы руководства детской игрой. В основном ограничиваются помощью детям при выборе сюжета и распределении ролей. Сами же в игру не вступают.
Следующей задачей констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня развития сюжетно-игровой деятельности у детей обеих групп: экспериментальной и контрольной.
С этой целью мы:
1.Определили критерии уровней развития сюжетно-ролевой игры дошкольников;
2. Подобрали диагностический материал;
3. Провели диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Отечественный психолог Д.Б. Эльконин, исследуя игровую деятельность дошкольников, выделил четыре основных компонента сюжетно-ролевой игры:
1)содержание игры;
2)игровая роль;
3)игровые действия;
4)игровые правила.
Таким образом, критериями развития сюжетно-ролевой игры дошкольников являются:
1. Основное содержание игры.
2. Характер игровой роли.
3. Характер игровых действий.
4. Отношение к правилам.
Так же Д.Б. Элькониным были определены уровни развития данных критериев, приведённых в Таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Данный материал исследований Д.Б. Эльконина, был взят нами за основу, при оценке уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности старших дошкольников.
Для удобства обработки результатов наблюдений за свободной игровой деятельностью дошкольников, все уровни развития критериев сюжетно-ролевой игры были приведены нами к баллам:
I уровень – 1 балл (ниже среднего)
II уровень – 2 балла (средний)
III уровень – 3 балла (выше среднего)
IV уровень – 4 балла (высокий).
Так же опираясь на выделенные Д.Б. Элькониным уровни развития критериев сюжетно-ролевой игры, мы определили критерии оценки уровней развития сюжетно-ролевой игровой деятельности старших дошкольников.
Высокий уровень (от 3,7 до 4 баллов) – ребёнок выполняет действия связанные с отношением к другим участникам игры. Выделяет роли. Выполняет ролевые функции, и они взаимосвязаны с другими ролями. Речь ребёнка носит ролевой характер. Игровые действия разнообразны и чётко, последовательно воссоздают реальную логику. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры, выделяет игровые правила. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.
Выше среднего уровень (от 2,7 до 3,5 баллов) – ребёнок выполняет роль и вытекающие из неё действия. Начинает выделять ролевые действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Выделяет роли. Появляется ролевая речь, обращённая к товарищу по игре. Игровые действия очень разнообразны. Логика и характер игровых действий определяются ролью. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяет игровое правило поведения, которому подчиняет свои действия. Замечает нарушение другими детьми игрового правила, но при этом может не заметить, что сам его нарушает.
Средний уровень (от 1,7 до 2,5 баллов) - в действиях ребёнка с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Называет роль. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Логика игровых действия определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Игровое правило явно не вычленяется. Нарушение последовательности игровых действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.
Ниже среднего уровень (от 1 до 1,5 баллов) – ребёнок осуществляет игровые действия с определёнными предметами, направленные на соучастника игры. Роли есть, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют.
Используя данный диагностический материал при проведении наблюдений в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников, мы провели обследование исходного уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп.
Результаты обследования детей были занесены в таблицу 1.2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и в протокол (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4) .
В сводной таблице 1.3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) представим соотношение количества детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития сюжетно-ролевой игровой деятельности на констатирующем этапе эксперимента.
Наглядно полученные результаты представим на диаграмме, рис. 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Как видно из приведённых данных в таблице и на диаграмме, большинство детей обеих групп имеют выше среднего и средний уровень развития игровых навыков.
Наблюдения за свободной сюжетно-ролевой игрой дошкольников показали, что для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Большинство детей свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Отношение к правилам у данных детей проявляется в том, что они выделяют правило поведения, которому подчиняют свои действия. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета.
Так же мной было отмечено, что среди данных дошкольников есть дети, которые предпочитали играть одни, т.е. для них была характерна режиссёрская игра. Наблюдения показали, что данная игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих и редко посещающих детский сад. Они практически всегда играли одни, так как не могли найти партнёра для игры. В играх таких детей, как правило, отражались бытовые сюжеты, сказочные события, которые зачастую переплетались причудливым образом. Звучала ролевая речь (за различных героев) и повествовательная, выполняющая организующую функцию. В игре действовали игрушечные звери, куклы, воображаемые персонажи. Сами дети не брали на себя никакой конкретной роли, а поочередно выступали в ролях всех персонажей.
Стоит отметить, тот факт, что из 40 испытуемых детей, трое (Серёжа А. – экспериментальная группа и Карина А., София Г. – контрольная группа) находятся на высоком уровне развития игровых навыков. Для этих детей характерно выделение роли ещё до начала игры, выполнение игровых действий связанных с отношением к другим участникам игры. Игровые правила ясно выделены. По характеру данные дети коммуникабельны, инициативны и часто являются организаторами сюжетно-ролевых игр в группе.
Так же во время наблюдений за свободной игрой дошкольников в естественных условиях, нами было отмечено, что репертуар детских игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям. Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместные игры с участием, как мальчиков, так и девочек были крайне редки. В основном совместные игры разворачивались на такие сюжеты, как «Семья», «Больница».
Среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как «в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: человек-паук, трансформеры, наруто и др.У девочек: дочки-матери, больница, магазин, игры по сюжетам мультфильмов «Винкс», «Чародейки» и т.д.
Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных им книг, просмотренных мультфильмов, кино, прослушанных аудио сказок и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.
Таким образом, проанализировав полученные данные констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу: сюжетно-ролевая игровая деятельность старших дошкольников характеризуется средним и выше среднего уровнями развития. Игры детей обеих групп бедны по содержанию и тематике. Наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Ролевое поведение в основном характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Зачастую игровые правила нарушаются.
По нашему мнению такая ситуация складывается в связи с тем, что воспитатели обеих групп не уделяют значительного внимания и времени вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Организация практической работы по созданию условий в ДОУ для развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, позволили наметить план работы по созданию педагогических условий, способствующих повышению уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей экспериментальной группы:
1. Создание в группе обогащённой развивающей среды, способствующей эффективному развитию сюжетно-ролевых игр детей;
2. Разработка перспективного плана организации с детьми сюжетно-ролевых игр, с обязательным включением в игру воспитателя.
При разработке перспективного плана организации сюжетно-ролевых игр мы опирались на следующие источники:
1)методические пособия: Н.В. Краснощёковой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», О.А. Карабановой «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» , Л. В. Воронковой «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей» ;
2)методические рекомендации Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду», Л.А. Пеньковой, З.П. Конновой, И.В. Малышевой, С.В. Пырковой «Развитие игровой деятельности дошкольников» .
Основная особенность разработанного нами перспективного плана заключается в том, что ведущим методом организации и развития сюжетно-ролевой игры дошкольников является использование воспитателем приёмов прямого руководства игрой, а именно ролевое участие в игре, участие в сговоре, советы по ходу игры, оказание помощи, разъяснений при выборе темы игры и распределении ролей.
Перспективное планирование работы по организации сюжетно-ролевой игровой деятельности детей экспериментальной группы на 1-е полугодие 2015-2016 уч. г. представлено в таблице 1.4 (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
Как, показал констатирующий эксперимент, такие игры как «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Армия», «Моряки» рис.1.2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 16) «Путешествия» вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Поэтому нами были включены в перспективный план данные игровые сюжеты, но они предусматривали включение других игровых ситуаций, не проигрываемых ранее детьми и дающих им возможность развить знакомый сюжет по-новому. Например:
1. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья». Игровые ситуации – «Когда мамы и папы нет дома», «Встречаем гостей», «Наш выходной день».
2. Сюжетно ролевая игра «Детский сад». Игровые ситуации – «Праздник в детском саду».
3. Сюжетно-ролевая игра «Больница» рис.1.3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 17). Игровая ситуация – «Скорая помощь».
4. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики и пехотинцы». Игровые ситуации – «Разведка безопасной дороги в туннеле», «Оказание медицинской помощи раненым» (Приложение 3).
5. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» рис.1.4 (ПРИЛОЖЕНИЕ 15). Игровая ситуация – «Торговый центр»
Так как, первое условие игры, как увлекательной деятельности это наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира, то дети чтобы осуществить игровой замысел, должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях. В связи с этим, при планировании игр и в процессе подготовки к ним, мы уделяли большое внимание предварительной работе, а именно обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. Мной использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
а) Экскурсии;
б) Встречи с людьми разных профессий;
в) Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
г) Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
д) Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
е) Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;
ж) Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
з) Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
и) Этические беседы.
Так же в соответствии с тематикой сюжетных игр мы старались обогатить и предметную среду. Вместе с детьми и их родителями изготавливали атрибуты для игр. Так для сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь» родители сшили для детей медицинские халаты и шапочки, а дети, занимаясь ручным трудом, смастерили медицинские карточки и бланки для рецептов. При подготовке к игре «Исследователи космоса» родители вместе с детьми подготовили карту созвездий и карту космического неба.
В ходе работы, мы отметили, что такое совместное участие детей и их родителей в подготовке к игре стимулировало у ребят интерес к предстоящей игре. А изготовленные совместно игровые атрибуты в дальнейшем способствовали развитию различных игровых ситуаций в рамках одного игрового сюжета.
Помимо приёмов косвенного руководства детскими играми, нами так же активно использовались приёмы прямого руководства. А именно: ролевое участие в игре, участие в сговоре, помощь и разъяснения при выборе темы и распределении ролей, советы по ходу игры.
В ходе развития сюжета, какой либо игры воспитатель давал совет, направленный на её развитие: «сыну» советовал не открывать дверь незнакомым людям, пока родителей нет дома, «дочке» помочь маме и приготовить ужин, а «бабушке» сводить своих внучат на прогулку в городской парк. «Покупателям» торгового центра напоминал, что к празднику необходимо купить не только подарки, но и продукты для праздничного стола, новые наряды; «врачам скорой помощи» напоминал, что необходимо сначала осмотреть «больного», для того чтобы оказать ему необходимую помощь и решить в какую больницу нужно его везти для дальнейшего лечения; пилотам космического корабля объяснил, что возникшую неисправность двигателя можно попробовать починить не только внутри корабля, но и выйдя в открытый космос. Такие советы обогащали содержание игры, и помогали детям увидеть новые линии развития игрового сюжета.
Новыми играми среди дошкольников стали такие как «Исследователи космоса», «Зоопарк», «Стройка». Данные игры были спланированы нами так, чтобы в них равноценно могли принять участие и девочки и мальчики. Так в играх «Исследователи космоса» и «Стройка» девочкам были предложены следующие роли: «врач», «учёный-фотограф», «архитектор», «дизайнер», «повар».С целью обучения детей устанавливать взаимоотношения и действия в процессе этих игр, развивать сюжет, воспитатель принимал в игре ролевое участие и помогал в построении ролевого диалога.
Планомерность работы, равноценное использование нами косвенных и прямых приёмов руководства детской игрой, положительно отражалось на развитии сюжетно-ролевой игровой деятельности старших дошкольников. Самостоятельно организованные сюжетно-ролевые игры детей стали более разнообразными по тематике и длительными во времени.
Таким образом, результаты наших усилий мы имели возможность наблюдать уже в ходе формирующего этапа эксперимента. Однако для убедительности было проведено контрольное обследование детей обеих групп.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.
Результаты обследования детей были занесены таблицу 1.5 (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) и в протокол (ПРИЛОЖЕНИЕ 9,10 ).
Анализируя наблюдения за игрой детей обеих групп и результаты контрольной диагностики, стоит отметить, что в развитии сюжетно – игровой деятельности детей экспериментальной группы стали заметны изменения. Хотя дети по прежнему наибольшее предпочтение отдают таким играм, как «Семья», «Разведчики и пехотинцы», само содержание этих игр значительно изменилось. Например, в сюжетных играх на тему «семьи», основным содержанием стали взаимоотношения членов семьи. Ребята проигрывали такие игровые ситуации, как «когда мама уехала в командировку», «день рождение младшей сестрёнки», «в гости приехала бабушка», и т.д. В данных игровых ситуациях дети например обыгрывали, как папа заботится о своих детях, пока мамы нет рядом, или как мама, папа и брат готовят сюрприз для заболевшей сестрёнки на её день рождения.
В то же время, наиболее популярными у детей обеих групп по - прежнему, оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские», «Бандиты и наши». Иногда в данных играх мальчиков прослеживалось «вплетение» сказочных сюжетов. Так мальчики экспериментальной группы (Тимур М., Серёжа А., Кирилл С., Амир О.) несколько дней подряд играли в игры: «Охотники за чудовищами», «Добрые и злые волшебники». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.
Так же в ходе наблюдений, мы отметили, что дети стали чаще объединять в одну игру несколько игровых сюжетов. Например, «Дочки матери» - «Магазин» - «Больница»; «Семья» - «Цирк» - «Магазин»; «Путешествие на корабле» - «Скорая помощь» - «Пожарные».
Четверо детей экспериментальной группы (Серёжа А., Алина А., Ирек К., Тимур М.) называли роли и уверенно выполняли игровые действия в соответствии с ролью. Большая часть детей экспериментальной группы – 13 чел. (65%) называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли, но иногда отступали от ролевого поведения. Трое детей - 15% (Катя К., Виталик К., Алина Л.) выделяли роль, выделяли правило, по которому нужно действовать, однако не могли придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делали то, что по роли делать нельзя.
Таким образом, анализ показал, что большинство детей экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры.
Анализ наблюдений за игровой деятельностью детей контрольной группы, показал, что в развитии сюжетно-ролевой игровой деятельности данных детей, так же произошли положительные изменения, но незначительные.
В сводной таблице 1.6 (ПРИЛОЖЕНИЕ 11) представим соотношение количества детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития сюжетно-ролевой игровой деятельности на контрольном этапе эксперимента.
Наглядно полученные результаты представим на диаграмме рис. 1.5.
( ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
Как видно из данных диаграммы и таблицы 1.6 в экспериментальной группе произошли изменения в уровнях развития игровых навыков. А именно, трое детей – 15%(Алина А., Ирек К., Тимур М.), улучшили свои результаты до высокого уровня развития. Пять детей – 25% поднялись со среднего уровня до уровня выше среднего. 12 детей – 60% по–прежнему остались на прежних уровнях развития – высоком, выше среднего и среднем. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
В контрольной группе изменения в уровне произошли, лишь у двоих детей – 10%. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.
Таким образом, по данным контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что у детей экспериментальной старшей группы уровень развития сюжетно-ролевой игровой деятельности, вырос более существенно, чем в контрольной группе. А это, в свою очередь, подтверждает, что педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры повысится, если в педагогическом процессе дошкольного учреждения будут созданы следующие условия:
1)воспитатели будут проводить работу по обогащению сюжетов игр и развития игровых действий у детей;
2)будет создана обогащённая развивающая среда для самостоятельных и организованных сюжетно-ролевых игр детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».
Основным условием успешного развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей в детском саду, является профессиональное руководство воспитателем детской игрой, которое основано на умении педагога грамотно сочетать приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства играми.
Констатирующее исследование, направленное на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, показало, что у большинства детей экспериментальной и контрольной групп преобладали выше среднего и средний уровни.
Игры детей обеих групп были бедны по содержанию и тематике. Наблюдалась многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Ролевое поведение в основном характеризовалось отсутствием новизны, вариативности. Зачастую игровые правила нарушались.
Обогащение предметной игровой среды, использование в ходе формирующей работы грамотного сочетания приёмов косвенного воздействия и приёмов прямого руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста привели, по нашему мнению, к развитию у большинства детей экспериментальной группы устойчивых игровых навыков.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня развития сюжетно-ролевой игровой деятельности у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если со среднего уровня на уровень выше среднего в экспериментальной группе перешли пять детей (25%), то в контрольной группе это всего два ребёнка (10%); и если с уровня выше среднего на высокий поднялись трое детей (15%) экспериментальной группы, то в контрольной группе этот показатель не изменился – 2 ребёнка (10%).Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось четверо детей (20%), в контрольной группе двое детей (10%); на уровне выше среднего в экспериментальной группе одиннадцать детей (55%), в контрольной группе двенадцать детей (60%); на среднем уровне в экспериментальной группе пять детей (25%), в контрольной группе шесть детей (30%);уровень ниже среднего не выявлен ни в одной из групп.
Приведённые данные указывают на очевидную положительную тенденцию в развитии у детей экспериментальной группы игровых навыков. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: что педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры повысится, если в педагогическом процессе дошкольного учреждения будут созданы следующие условия:
1)воспитатели будут проводить работу по обогащению сюжетов игр и развития игровых действий у детей;
2)будет создана обогащённая развивающая среда для самостоятельных и организованных сюжетно-ролевых игр детей.
Положительные результаты проведённого исследования могут послужить основанием для использования практических материалов данной работы в практике педагогов детских садов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) " Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб.пособие – М.: ФОРУМ, 2011 – 144 с.
- Арушанова, А.Г. Игровые диалоги - М.: Карапуз, 2012-20 с.
- Арушанова, А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Речевое общение. Сюжетно-ролевые игры. – М.: Карапуз, 2011-20 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО и МОДЭК, 1997 – 352 с.
- Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.: Просвещение,1978. – 127 с.
- Веракса, Н.Е. Игра-зона ближайшего развития ребёнка //Современное дошкольное образование: Теория и практика - № 1, 2011. С. 2.
- Веракса, Н.Е. Игра дошкольника //Современное дошкольное образование: Теория и практика. - № 1, 2013. – С. 9-15.
- Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014 – 128 с.
- Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка//Вопросы психологии - № 2, 1961. – С. 62-76.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Гаспарова, Е. М. Отображение социальных отношений в игре// Дошкольное воспитание. - № 8, 2011. – С. 143-149.
- Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2011.-80 с.
- Губанова, Н. Игровая деятельность в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
- Доронова, Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов – М.: Воспитание дошкольника, 2013. – 128 с.
- Емельянова, Э.Л. Проблемы внедрения Федеральных государственных требований и пути их решения//Современное дошкольное образование: Теория и практика - № 5, 2010. – С. 28-32.
- Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1986-320 с.
- Зворыгина, Е.В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры// Дошкольное воспитание - № 5, 1989. – С. 31-40.
- Иванова, Н.В., Арсенова М.А., Виноградова М.А., Тимошина Е.И. Игровое обучение детей 5-7 лет: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.-112 с.
- Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность. - № 4, 2014.-С. 53-56.
- Калинченко, А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников- М.: Айрис-пресс, 2014-112 с.
- Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010 – 96 с.
- Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 175 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.для студ. проф. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 416 с.
- Короткова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. - № 2, 2006. – С. 84-87.
- Короткова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. - № 3, 2013. – С. 81-85.
- Короткова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. - № 4, 2012. – С. 79-87.
- Кравцова, Е.Е. Понимание игры в психологии Л.С. Выготского //Современное дошкольное образование: Теория и практика - № 1, 2011. – С.44-51.
- Краснощёкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – изд. , 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 250 с.
- Кудрявцев, В. Т. Игра и развитие воображения ребёнка: взгляд с позиций культурно-исторической психологии //Современное дошкольное образование: Теория и практика - № 1, 2011.- С. 32-43.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 1990 – 392 с.
- Михайленко, Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., дороб. – М.: Обруч, 2012.-176 с.
- Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ» и «Д», 2001.-96 с.
- Недоспасова, В.А. Растём, играя: средний и старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / авт.-сост.: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А./ под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304 с.
- Петричук, И.И. Ещё раз об игре// Педагогика - № 7, 2013.- С. 55-60.
- Печагина, М.В. Сюжетно-ролевая игра – открытое пространство//Современное дошкольное образование: Теория и практика. - № 1, 2011. – С. 62-63.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – М.: Просвещение, 1964.-352 с.
- Развитие игровой деятельности дошкольников: метод.пособие/ авт.-сост.: Л.А. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 126 с.
- Репринцева, Г.И. Игра-ключ к душе ребёнка. – М.: ФОРУМ, 2008-240 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 713 с.
- Ситдикова, Е. Играем? Конечно! // Дошкольное воспитание - № 2, 2013. – С. 119-121.
- Смирнова, Е.О., Рябкова И.А. Право на игру //Современное дошкольное образование: Теория и практика.- № 1, 2011. – С. 28-31.
- Смирнова, Е.О. Игра – это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз// Современное дошкольное образование: Теория и практика. - № 2, 2013.- С. 8-11.
- Смирнова,Е. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии – М.: Ломоносовъ, 2009 – 224 с.
- Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности// Дошкольное воспитание - № 4, 2002. – С. 70-74.
- Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
- Сыроватская, Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников// Современные наукоёмкие технологии. - № 2, 2010. – С. 62-63.
- Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей / авт.-сост. Л.В. Воронкова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 96 с.
- Трифонова, Е. Режиссёрские игры дошкольников. – М.: Ирис, Групп, 2011. – 514 с.
- Хайдаров, Ж.С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – СПб: Питер, 2000.-78 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.
- Эльконин, Д.Б. Игра, её место и роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание. - № 5, 2012. – С. 73-97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
Сюжетно-ролевая игра в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....
Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматр...
Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема
Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема...
Условия организации сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе ДОУ.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид творческих игр на основе самостоятельно придуманного сюжета, характеризуется наличием сюжета и ролей....
«Организация сюжетно-ролевой игры детей в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы»
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей...