статья.
статья (старшая группа)

Гагиева Анна Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshaya_gruppa_po_5ke.docx108.54 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Целевой раздел рабочей программы                                                      

Пояснительная записка                                                                  

Цель и задачи реализации программы                                        

Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников старшей группы                                                    

Нормативные документы                                                              

Сроки реализации рабочей программы                                        

Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы                                                          

Целевые ориентиры                                                                        

Система оценки результатов освоения Программы                    

Содержательный раздел рабочей программы                                        

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»                                                                                        

Образовательная область «Познавательное развитие»            

Образовательная область «Речевое развитие»                          

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»                                                                                      

Образовательная область «Физическое развитие»                  

Комплексно-тематическое планирование                                  

Перечень дидактических, развивающих игр с учетом комплексно-тематического планирования                                

Формы образовательной деятельности                                      

Формы взаимодействия с родителями                                        

План работы с родителями                                                          

Организационный раздел рабочей программы                                    

Структура реализации образовательного процесса                  

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности                                                                                  

Учебный план                                                                                

Специалисты, работающие с детьми                                          

Взаимодействие со специалистами                                            

Организация режима пребывания детей в группе                    

Режимы                                                                                    

Режим двигательной активности                                                

Система оздоровительных мероприятий                                    

Мероприятия, проводимые в группе для сохранения и укрепления здоровья                                                                    

Формы и методы оздоровления детей                                        

Условия реализации программы                                                

Перечень программ, технологий, методических пособий        

Перечень учебно-методического обеспечения: учебные пособия, дидактический материал                                            

Организация предметно-пространственной среды                    

Региональный компонент                                                                      

Пояснительная записка                                                                          

Ресурсное обеспечение                                                                          

Система работы                                                                                      

Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми                                                                                                      

Взаимодействие с родителями                                                              

Эффективность                                                                                        

Примерное перспективное планирование по программе                    

1. Целевой раздел рабочей программы.

1.1 Пояснительная записка.

Цель и задачи реализации программы.

Рабочая программа нацелена на создание условий развития ребенка от 5 до 6 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы изложены в Основной образовательной программе ГБДОУ. 

1.2 Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников  старшей группы

Кол-во детей (от 5 до 6 лет) 24 человека

Кол-во девочек 14 человек

Кол-во мальчиков 10 человек

Группа здоровья:

1 группа – 2 человека, 2 группа – 22 человека; 3 группа – 0 человек

Возрастные особенности детей отражены в основной образовательной программе дошкольного образования  (стр. ).

9 детей с нарушением речи нуждающихся в занятиях с логопедом (по результатам обследования 24.10.2014 г.)

1.3. Нормативные документы

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт- Петербурге"

3.ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, № 1155 действует с 01.01.2014 г);

4.СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

5.Уставом

6.Основной образовательной программой ДОУ

7.Положением о рабочей программе педагога 

Программы и технологии, на основе которых осуществляется вариативность содержания:

1.Основы безопасности детей дошкольного возраста. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

2.«Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет». Алифанова Г.Т.

3.«Я, ты, мы». Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

4.«Ребенок в мире поиска». Дыбина О.В.

5.Программа олимпийского образования дошкольников «Путешествие в Олимпию». Автор С.О.Филиппова.

6.Программа «Физическая культура – дошкольникам» Программные требования Автор Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин.

7.Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Л.Ф. Тихомирова.

8.«Приобщение детей к истокам народной культуры». О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

9.«Юный эколог». Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении.

10.Технологии игрового обучения ребенка в ДОУ

1.4 Сроки реализации рабочей программы

1 сентября 2016 г по 31 августа 2017 г.

1.5 Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы.

Целевые ориентиры

освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы по 5-ти направлениям развития детей. К шестилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Система оценки результатов освоения Программы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития в ходе:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развиваются умения планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.

Система педагогической диагностики осуществляется по пяти образовательным областям:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

В педагогической диагностике принимают участие педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и проводится дважды в год.

        Сроки проведения педагогической диагностики:

С 15 сентября по 30 сентября

С 15 апреля по 30 апреля

        Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

        Низкий уровень:  - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

        Средний уровень: - ребенок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого

        Низкий уровень: - ребенок не выполняет все параметры оценки.

Методы педагогической диагностики

  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Беседа
  • Анализ детских работ
  • Формы педагогической диагностики
  • Индивидуальная
  • Подгрупповая
  • Групповая

2. Содержательный раздел рабочей программы

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП ДОУ и ООП «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015 - 368 с. (далее Программа).

Содержательный раздел рабочей программы представлен в виде комплексно - тематического планирования  (Таблица № 1) с использованием следующих образовательных областей:

2.1 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:

 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (см. Программу стр.122);

 Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание (см. Программу, стр.126);

 Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание (см. Программу, стр. 131);

 Формирование основ безопасности (см. Программу, стр.136);

2.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:

 Развитие познавательно-исследовательской деятельности (см. Программу, стр.143);

 Приобщение к социокультурным ценностям (см. Программу, стр.147);

 Формирование элементарных математических представлений (см. Программу стр.152);

 Ознакомление с миром природы (см. Программу, стр.160)

2.3 Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:

 Развитие речи (см. Программу стр.170);

 Приобщение к художественной литературе (см. Программу стр.174)

2.4 Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:

 Приобщение к искусству (см. Программу стр.179);

 Изобразительная деятельность (см. Программу стр.187);

 Конструктивно-модельная деятельность (см. Программу стр.197);

 Музыкально-художественная деятельность (см. Программу стр.202)

2.5 Образовательная область «Физическое развитие»

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Цели и задачи, содержание психолого - педагогической деятельности:

 Формирование начальных представлений о ЗОЖ (см. Программу стр.207);

 Физическая культура (см. Программу стр.211);

Комплексно - тематическое планирование.

Таблица №1

Период

Тема работы

1.

12 -16 сентября

Вот и лето прошло.

2.

19 -23 сентября

Детский сад.

3.

26 – 30 сентября

Золотая осень.

4.

3 – 7 октября

Овощи, огород.

5.

10 – 14 октября

Сад, фрукты.

6.

17 – 21 октября

Лес, грибы, ягоды.

7.

24 – 28 октября

Перелетные птицы.

8.

31октября – 4 ноября

Мебель.

9.

7 – 11 ноября

Обувь.

10.

14 – 18 ноября

Одежда.

11.

21 – 25 ноября

Посуда.

12.

28 ноября – 2 декабря

Домашние животные и их детеныши.

13.

5 – 9 декабря

Домашние птицы и их детеныши.

14.

12 – 16 декабря

Зимующие птицы.

15.

19 – 30 декабря

Новый год.

16.

9 – 13 января

Зимние забавы.

17.

16 – 20 января

Дикие животные зимой.

18.

23 – 27 января

Человек, части тела.

19.

30 января – 3 февраля

Транспорт.

20.

6 – 10 февраля

Правила дорожного движения.

21.

13 – 22 февраля

Наша Армия.

22.

27 февраля – 3 марта

Профессии на транспорте.

2.6 Формы образовательной деятельности.

Таблица № 3

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы образовательной

деятельности

Кол-во ОД

Продолжительность в неделю

Физическое развитие

Двигательная

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники, досуги.

3

75 мин.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

ФЭМП, логические игры в шахматы, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины; наблюдения

3

75 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

2

50 мин.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы, слушание худ. произведений, чтение и разучивание стихов, театрализованная игра.

ежедневно не более 20 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы,

ежедневно

Самообслуживание и общественно-полезный труд.

дежурство, игры, беседы, ОПТ.

ежедневно

Игровая

Сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры

Режимные моменты 

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставки.

3

75 мин.

Конструктивно - модельная

Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов.

ежедневно не более 25 мин

Музыкальная

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-ритмических движений, музыкально - подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

2

50 мин.

2.7 Формы взаимодействия и тематический план работы с родителями представлены в таблице № 4.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

План работы с родителями на 2016 – 2017 учебный год.

Таблица № 4.

Месяцы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет».

Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

3.   Консультация «Всё о развитии детской речи.

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет.

Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно

Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,  родители

логопед

Октябрь

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке».

Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

Осенний конкурс поделок.

Осенний субботник.

Осенний праздник

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Анализ информации о воспитанниках и их семьях. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей.

Привлечение родителей к благоустройству детского сада.

воспитатели

Ноябрь

Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

2  Оформление коллажа «Моя мама».

3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

Предложить разные варианты совместного отдыха

Поздравление мам с Днем матери.

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.

воспитатели

Декабрь

Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году.

Новогодняя елка.

5. Конкурс новогодних поделок.

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Повышение педагогической культуры родителей.

Создание условий для Осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.

Помощь родителей в подготовке праздника, Оформление группы и зала.

Совместная деятельность родителей и детей.

Воспитатели

                                                 

Январь

Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству».

4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».

Повышение педагогической культуры родителей.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

воспитатели

Февраль

Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».

Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».

Спортивный досуг, посвященный Дню защитника Отечества.

Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья».

Родители

воспитатели

Март

 Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».

 Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

Проведение весеннего концерта.

Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.

Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Повышение педагогической культуры родителей.

Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в  детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.

Родители

воспитатели

Апрель

1.  Беседа «Детский   рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

Памятка для родителей «Как измерить талант?».

Конкурс поделок ко Дню Космоса.

Весенний субботник по благоустройству участка.

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей».

Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении».

воспитатель

Май

Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» .

Итоговое мероприятия ко Дню рождения города.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Воспитатели

3. Организационный раздел рабочей программы:

3.1 Структура реализации образовательного процесса

Образовательная деятельность с детьми по Программе рассчитана на пятидневную рабочую неделю (понедельник – пятница). Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 31 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в конце мая) отводятся на педагогическую диагностику индивидуального развития детей по всем разделам программы. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду с 7.00 - 19.00 (СанПиН 2.4.1. 3049 от 15.05.2013г.).

П.11.10 - Продолжительность  непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) не более 25 мин. Между НОД предусматривается перерыв длительностью 10 минут для самостоятельной деятельности детей и проведения динамических пауз.

П.11.12.Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня не более 25-30 минут.

Программа реализуется:

в форме  непосредственной образовательной деятельности (НОД), для которой выделено в режиме дня специально отведенное время по расписанию;

в форме совместной образовательной деятельности в режимных моментах (СОД) в течение дня (в игровой и совместной деятельности, на прогулке, в утренний и вечерний отрезок времени и пр.).

Формы реализации Программы по образовательным областям.

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» реализуется в форме СОД ежедневно (отражается в календарном плане-графике) в течение всего учебного года с 1 сентября по 31 мая.

Образовательная область «познавательное развитие» реализуется в форме НОД в течение учебного года с 1 сентября по 31 мая..

Образовательная область «речевое развитие» реализуется в форме НОД с 1 сентября по 31 мая – по расписанию НОД. А также ежедневно в течение всего учебного года с 1 сентября по 31 мая в форме СОД – чтение художественной литературы, работа по развитию всех компонентов речи: звуковой культуре речи, развитию связной речи, грамматического строя, индивидуальная работа (отражается в календарном плане-графике).

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» реализуется в форме НОД (по расписанию НОД) рисование, лепка, аппликация; и в форме СОД  конструирование и художественный труд.

НОД художественно-изобразительного цикла проводится с 1 сентября по 31 мая по расписанию НОД.

НОД музыкального цикла проводится в течение всего учебного года с 1 сентября по 31 мая по расписанию НОД и в течение всего учебного года с 1 сентября по 31 мая в форме СОД (отражается в календарном плане-графике), а также в форме праздников и досугов в соответствии с тематическим планом.

Образовательная область «физическое развитие» реализуется с 1 сентября по 31 мая в форме НОД (по расписанию НОД), а также ежедневно в форме СОД– подвижные игры, спортивные игры на прогулке (отражается в календарном плане-графике), в форме праздников и досугов в соответствии с тематическим планом.

Перечень основных видов непрерывной непосредственно образовательной деятельности

(при работе по пятидневной неделе)

Базовая образовательная область

Количество занятий в неделю

1.1.

Познавательное развитие: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

1 раз в неделю

1.2

Познавательное развитие: Приобщение к социокультурным ценностям

1 раз в неделю

1.3

Познавательное развитие: Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

1.4

Речевое развитие.

2 раза в неделю

1.5

Чтение художественной литературы

Ежедневно

1.6

Художественно-эстетическое развитие Рисование

2 раза в неделю

1.7

Художественно-эстетическое развитие Лепка.

1 раз в 2 недели

1.8

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация

1 раз в 2 недели

1.9

Физическое развитие.

3 раза в неделю

1.10

Музыкальное

2 раза в неделю

ИТОГО:

13

по СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.п. 11.10, 11.11, 11.12) допускается в неделю

15

Структура реализации образовательной деятельности

Построение образовательного процесса

Организация образовательного процесса старший дошкольный возраст

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально –

коммуникативное  развитие

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

Оценка эмоционального настроения группы

Формирование навыков культуры еды

Этика быта, трудовые поручения

Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям

Формирование навыков культуры общения

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе

Эстетика быта

Тематические досуги в игровой форме

Работа в центре речевой активности

Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)

Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие

НОД по познавательному развитию

Дидактические игры

Наблюдения

Беседы

Экскурсии по участку

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

 Развивающие игры

Интеллектуальные досуги

Индивидуальная работа

Речевое развитие

НОД по развитию речи

Чтение

Беседа

Театрализованные игры

Развивающие игры

Дидактические игры

 Словесные игры

чтение

Художественно-эстетическое развитие

НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

Эстетика быта

Экскурсии в природу

Посещение музеев

Музыкально-художественные досуги

Индивидуальная работа

Физическое развитие

Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года

Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)

Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)

Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны)

Специальные виды закаливания

Физкультминутки

НОД по физическому развитию

Прогулка в двигательной активности

Гимнастика после сна

Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

Физкультурные досуги, игры и развлечения

Самостоятельная двигательная деятельность

Ритмическая гимнастика

Хореография

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

 Фор cмы работы с детьми, используемые в непосредственной образовательной деятельности:

Образовательная область

Форма образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

наблюдение;

чтение;

игра;

игровое упражнение;

проблемная ситуация;

беседа;

совместная с воспитателем игра;

совместная со сверстниками игра;

индивидуальная игра;

праздник;

экскурсия;

ситуация морального выбора;

проектная деятельность;

интегративная деятельность;

коллективное обобщающее занятие

Познавательное развитие

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

чтение;

игра-экспериментирование;

развивающая игра;

экскурсия;

интегративная деятельность;

конструирование;

исследовательская деятельность;

рассказ;

беседа;

создание коллекций;

проектная деятельность;

экспериментирование;

проблемная ситуация

Речевое развитие

чтение;

обсуждение;

рассказ;

беседа;

рассматривание;

игровая ситуация;

дидактическая игра;

интегративная деятельность;

беседа о прочитанном;

инсценирование;

викторина;

игра-драматизация;

показ настольного театра;

разучивание стихотворений;

театрализованная игра;

режиссерская игра;

проектная деятельность;

решение проблемных ситуаций;

создание коллекций;

игра

Художественно-эстетическое развитие

занятие (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка);

изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

экспериментирование;

рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

тематические досуги;

выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

проектная деятельность;

создание коллекций;

слушание музыки;

экспериментирование со звуками;

музыкально-дидактическая игра;

шумовой оркестр;

разучивание музыкальных игр и танцев;

совместное пение;

импровизация;

беседа интегративного характера;

интегративная деятельность;

совместное и индивидуальное музыкальное исполнение;

музыкальное упражнение;

попевка;

распевка;

двигательный пластический танцевальный этюд;

творческое задание;

концерт-импровизация;

танец;

музыкальная сюжетная игра;

занятие художественное конструирование (по простейшим чертежам и схемам)

Физическое развитие

игровая беседа с элементами движений; игра;

интегративная деятельность;

утренняя гимнастика;

совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

контрольно-диагностическая деятельность;

экспериментирование;

физкультурное занятие; спортивные и физкультурные досуги;

спортивные состязания;

проектная деятельность

Формы работы с детьми, используемые при проведении режимных моментов

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

рассматривание;

наблюдение;

чтение;

игра-экспериментирование;

развивающая игра;

ситуативный разговор с детьми;

экскурсия;

интегративная деятельность;

конструирование;

исследовательская деятельность;

рассказ;

беседа;

создание коллекций;

проектная деятельность;

экспериментирование;

проблемная ситуация.

ситуация общения в процессе режимных моментов;

дидактическая игра;

чтение (в том числе на прогулке);

словесная игра на прогулке;

труд;

ситуативный разговор;

наблюдение на прогулке;

игра на прогулке;

беседа;

беседа после чтения;

экскурсия;

проектная деятельность;

разговор с детьми;

разучивание стихов, потешек;

сочинение загадок;

разновозрастное общение;

создание коллекций;

игра (сюжетно-ролевая, театрализованная);

продуктивная деятельность;

проблемная ситуация.

игровое упражнение;

совместная с воспитателем игра;

совместная со сверстниками игра;

ситуативный разговор с детьми;

педагогическая ситуация;

ситуация морального выбора;

проектная деятельность;

интегративная деятельность;

наблюдение;

поручение;

чтение;

беседа;

рассматривание;

дежурство;

игра;

экскурсия.

наблюдение;

рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;

игра;

игровое упражнение;

проблемная ситуация;

конструирование из песка;

обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);

создание коллекций;

слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов;

музыкальная подвижная игра на прогулке;

концерт-импровизация на прогулке.

игровая беседа с элементами движений;

интегративная деятельность;

утренняя гимнастика;

совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

игра;

контрольно-диагностическая деятельность;

экспериментирование;

физкультурное занятие;

проектная деятельность.

Формы работы с детьми, при проведении самостоятельной деятельности детей

Образовательная область

Форма образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

сюжетно-ролевая игра;

игры с правилами;

творческие игры;

элементарный бытовой труд по инициативе ребенка

Познавательное развитие

познавательно-исследовательская деятельность по инициативе ребенка

Речевое развитие

сюжетно-ролевая игра;

подвижная игра с текстом;

игровое общение;

общение со сверстниками;

хороводная игра с пением;

игра-драматизация;

чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка;

дидактическая игра;

игра;

продуктивная деятельность;

рассматривание;

самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театрализованном уголке (рассматривание, инсценировка)

Художественно-эстетическое развитие

украшение личных предметов;

игры ( дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

самостоятельная изобразительная деятельность;

музыкальная деятельность по инициативе ребенка;

самостоятельная конструктивная деятельность

Физическое развитие

двигательная активность в течение дня;

игра;

утренняя гимнастика;

самостоятельные спортивные игры и упражнения и др.

Методы образования дошкольников, применяемые в образовательном процессе

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Методы по источнику знаний

Словесные

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью  наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном  процессе  при реализации ПООП дошкольного образования.

Практические

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер.  Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности , но и в самостоятельной деятельности.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Информационно-рецептивный

Воспитатель сообщает  детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Репродуктивный

Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность воспитателя  заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

Проблемное изложение

Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

Дети  следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый

Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский

Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.

В процессе образовательной деятельности дети овладевают  методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности.

Активные методы

Активные методы предоставляют дошкольникам  возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности  выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Метод экспериментирования

Метод экспериментирования позволяет наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни

 Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Метод моделирования

Метод моделирования определяет процесс создания модели (образца) объекта познания (или явления) или использование имеющейся модели. В основе моделирования лежит процесс замещения реальных объектов познания условными – предметами или изображениями.

Использование модели позволяет в удобное время в работе с детьми   необходимое число раз производить различные действия, чтобы понять и освоить  образовательное содержание.

Расписание на 2016 - 2017 учебный год.

Старшая группа (5-6 лет)

1-я ПОЛОВИНА

2-я ПОЛОВИНА

ПОНЕДЕЛЬНИК

9.05-9.30 – Познание. Формирование целостной картины мира.

9.40 – 10.05 – Музыкальное развитие 

15.50-16.15 – Чтение художественной литературы

ВТОРНИК

9.05-9.30 - Коммуникация. Речевое развитие речи

9.40 – 10.05 – Физическое развитие

10.15 - 10.40 – Рисование..

15.50-16.15 – Экология/

ОБЖ/

ЗОЖ/

ПДД.

СРЕДА

9.05-9.30– Познание. Формирование элементарных математических представлений.

9.40 – 10.05 – Музыкальное развитие

10.15-10.40 – лепка/аппликация 

15.50-16.15 –

Экспериментирование

ЧЕТВЕРГ

9.05-9.30– Познание. Познавательно-исследовательская о продуктивная деятельность.

9.40 – 10.05 – Физическое развитие.

16.15-16.40 – Музыкальное развитие.

ПЯТНИЦА

9.05-9.30– Развитие речи

9.40 – 10.05 – Физическое развитие.

10.15 - 10.40 – Рисование

15.50-16.15 – Чтение художественной литература.

Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности – не более 25 минут.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Специалисты, работающие с детьми

1.

Старший воспитатель

Слободчикова Анна Александровна

2

Инструктор по физической культуре (ФИЗО)

Шалушкина Марина Олеговна

3

Музыкальный руководитель

Кочетова Наталья Юрьевна

Взаимодействие со специалистами.

Перечень праздников, мероприятий на 2016 – 2017 учебный год.

Таблица № 6

Месяц

Дата

Мероприятия

Сентябрь

1-9

«День знаний»

Октябрь

17 - 28

Осенний праздник

Ноябрь

21 - 30

«День матери»

Декабрь

19- 30

«Новый год»

Январь

23-31

«День снятия блокады» (досуг)

Февраль

22 - 26

День защитника отечества (музыкально - спортивный досуг)

Мамин праздник

Март

1-30

Масленица (народные гуляния)

«Праздник весны»

 «Путешествие в космос» (физкультурный досуг)

Май

8-12

День Победы (музыкальный досуг)

22 - 31

День города (тематический досуг)

3.2 Организация режима пребывания детей в группе

Режим дня скорректирован с учетом работы дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, времени года, длительности светового дня и т.п.) и социального заказа родителей. При осуществлении режимных моментов учтены также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, характер деятельности и т.д.).

В представленном режиме дня (таблица № 7) выделено специальное время ежедневного чтения детям для эффективного решения программных задач. Для детей 5-6 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного – не более 20 минут.

Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

Режим двигательной активности и система оздоровительных мероприятий представлены в (таблице № 8).

Режим дня детей старшей группы.

Таблица № 7-1.

Режимные моменты

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Прием детей  на улице,/учет природных условий/  самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа

7.00 – 8.00

Игры

8.00-8.30

Утренняя гимнастика

8.30 – 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45-9.00

Подготовка к образовательной деятельности

9.00-9.05

Непосредственно

образовательная

деятельность

педагога

с детьми

Физическое развитие

9.40-10.05

9.40-10.05

9.40-10.05

Музыкальное развитие

9.40-10.05

9.40-10.05

Познание. Формирование целостной картины мира.

9.05-9.30

Познание. Формирование элементарных математических  представлений

9.05-9.30

Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

9.05-9.30

   Рисование

10.15-10.40

10.15-10.40

   Лепка(1/2 нед)

   Аппликация (1/2нед)

10.15-10.40

Речевое развитие речи

9.05-9.30

Коммуникация

9.05-9.30

развивающие игры

10.15-10.40

Второй завтрак

10.40-10.45

10.40-10.45

10.40-10.45

10.45-10.45

10.40-10.45

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность)

10.45-12.05

10.45-12.05

10.45-12.05

10.45-12.05

10.45-12.05

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.05– 12.20

Обед

12.20 – 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40– 15.00

Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия (рефлекторный массаж стоп, воздушные ванны)

15.00 – 15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.50

Совместная деятельность

педагога с детьми

Чтение худ.лит

15.50-16.15

15.50-16.15

Экология (1/4нед) ЗОЖ (1/4нед)

ОБЖ (1/4нед)      ПДД (1/4нед)

15.50-16.15

Экспериментирование

15.50-16.15

Музыкальное развитие

16.15-16.40

самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа

16.15–16.30

16.15–16.30

16.15–16.30

15.50 – 16.15

16.15–16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30–18.30

16.30–18.30

16.30–18.30

16.40 – 18.30

16.30–18.30

Возвращение с прогулки

игры,  уход детей домой

18.30 – 19.00

   

             

                     

Режим двигательной активности

Таблица № 8.

Формы работы

Вид занятий

Количество и длительность занятий (в мин.)

Физкультурные занятия

25 мин. 3 раза в неделю по расписанию.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика

8 мин. Утром перед завтраком ежедневно.

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

25 мин. Ежедневно утром и вечером.

Физкультминутки

1–3 мин. Ежедневно во время занятий.

Бодрящая гимнастика

5-10 мин. Ежедневно после сна

Активный отдых

Физкультурный досуг

30-45 мин. 1 раз в месяц, 2-я половина дня

Физкультурный праздник

до 60 мин. 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивного оборудования

ежедневно

Самостоятельные подвижные и спортивные игры

ежедневно

Система оздоровительных мероприятий

Профилактические

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима;

3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

Организационные

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Систематическое повышение квалификации педагогических кадров;

4. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Мероприятия, проводимые в группе для сохранения и укрепления здоровья.

Система закаливающих мероприятий

Мероприятие

Условия проведения

Утренняя гимнастика (повышает эффективность систем адаптации организма, улучшает жизненный тонус)

Ежедневно, 8 мин.

Воздушно-температурный режим:

Ежедневно 22 градуса в группах, 19 градусов в спальнях

Проветривание помещения (сквозное проветривание в присутствии детей запрещено)

Не менее 10 минут через каждые 1,5 часа

Одежда детей в группе

Облегченная

Бодрящая гимнастика после сна,

Ежедневно, по мере пробуждения детей,5-10 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, не менее 2 раз в день, 25-30 мин

Физкультминутки

Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятия, 1-3 мин.

Формы и методы оздоровления детей

Технологии

Мероприятия

Здоровье – развивающие технологии Цель: развитие и усиление основных систем жизнеобеспечения

Вода (умывание – закаляет организм, очищает кожу);

Утренняя зарядка (повышает настроение, улучшает аппетит, регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм, закаляет здоровье);

Режим дня (правильный режим дня вырабатывает у организма определенный биологический ритм, помогающий сохранять здоровье и бодрость);

Движение (развивает и укрепляет здоровье, делает человека сильным, закаленным);

Здоровье – сберегающие технологии Цель: сохранение и укрепление здоровья, а также воспитание ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Обеспечение здорового ритма жизни:

режим дня;

организация микроклимата и стиля жизни группы;

Физические упражнения:

утренняя гимнастика;

физкультурно-оздоровительные занятия;

спортивные игры;

спортивные соревнования;

Гигиенические и водные процедуры:

умывание, мытье рук;

обеспечение чистоты среды (влажная уборка помещений);

Свето - воздушные ванны:

проветривание помещений (в том числе сквозное в отсутствие детей);

обеззараживание воздуха рециркуляторами бактерицидными;

сон при открытых фрамугах (с учетом температуры воздуха и силы ветра);

прогулки на свежем воздухе;

обеспечение температурного режима;

Активный отдых:

дни здоровья;

игры-забавы (на свежем воздухе в любое время года);

праздники (на свежем воздухе);

Здоровье – созидающие технологии Цель: Формирование мотивационных основ валеологически обоснованного поведения

Пропаганда ЗОЖ:

курс бесед и лекций;

познавательные занятия валеологической направленности; (здоровье человека и др.);

экспериментирование;

чтение художественной литературы валеологического содержания;

показ фильмов, презентаций;

дидактические игры (сюжетно-ролевые, подвижные, развивающие и др.);

3.3 Условия реализации программы

Перечень программ, технологий, методических пособий (Таблицы № 9, 10)

Составлен с учетом минимально-необходимого количества для обеспечения приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Таблица № 9

Методическая литература по программе Основной образовательной программы дошкольного образования №586

1

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2

ФГОС Перспективное планирование  по программе «От рождения до школы» Старшая группа (5-6лет)

3

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие. С.-Пб.

4

Буре Р.С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

5

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста.

Физическое развитие

6

Л.А. Соколова Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников

7

Ю.В. Гурин. Г.Б. Монина « Игры для детей  от 3 до 7лет»

8

Пензулаева Л.И.  Физическая культура в детском саду. .(5-6лет). Старшая группа

9

Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

10

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

Художественно-эстетическое развитие

11

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

12

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

13

Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.

14

Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду от 3 о 7 лет

15

Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду

16

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . программа, конспекты. Старая группа

17

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа . Планирование, конспекты

18

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).

Познавательное развитие

19

Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

20

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

21

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

22

Колесникова Е.В. Учебно методическое пособие к деманстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет

23

Колесникова Е.В Математика для детей 5-6 лет . Методическое пособие

24

Помораева И.А., Позина В.А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа.

25

Тугушева Г.П. Читякова А.Е. Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста

26

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

27

Уланова Л.А. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет.

Речевое развитие

28

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

29

Шестопалова Ю.С. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников

30

Ушакова О.С.Гавриш Н.В Знакомим с литературой детей 5-7 лет

31

Ельцова О.М. Основные направления и содержания рабты по подготовке детей к обучению грамоте

32

Нищева Н.В Конспекты подгрупповых логопедических занятий  в старшей группе детского сада.

Социально-коммуникативное развитие

33

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

34

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

35

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

36

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

37

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

38

Шорыгина Т.А. Эстетические сказки

39

Шорыгина Т.А. Безопасные сказки

Наглядные пособия

1

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».

2

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

3

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».

4

Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

5

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

6

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

7

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

8

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

9

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».

10

Плакаты: «Алфавит»; «Английский алфавит»; «Немецкий алфавит».

11

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

12

Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

13

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле».

14

Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

15

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

16

Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».

17

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об        олимпийских чемпионах».

18

Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта».

Таблица № 10

Дополнительная методическая литература

1

Аретанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками

2

Лищинская  В.В. Праздники в детском саду

3

Топтыгина Н.Н. Праздники для дошкольников , игры, пляски , волшебные сказки.

4

 Куликовская Т.А. Сказки - пересказки

5

Дерягина Л.Б. Играем в сказку

6

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой

7

Косарева В.Н. Народная культура и традиции . Занятия для детей 3-7 лет

8

Комарова Т.С. Народной искусство , воспитание детея

9

Лаптева Г.В. Игры для развития эмоция и творческих способностей

10

Брташникова И.А. Борташников А.А. Учись играя

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная развивающая среда старшей группы  организована с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно-пространственная среда позволяет реализовывать в полном объеме основную образовательную программу дошкольного образования ГБОД . Среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Таблица №12

Центр двигательной деятельности

кегли; коврик, дорожка со следами; коврики массажные; мешочек с грузом малый; мячи массажный, резиновый; обруч малый; шапочки - маски для подвижных игр; платочки; скакалки, флажки

Центр сюжетной игры

утюг; грузовики, машины крупные и средние; комплект постельных принадлежностей для кукол; куклы крупные, средние; пластмассовые и резиновые животные, крупные и средние; набор кухонной и чайной посуды; набор мебели для кукол; набор овощей и фруктов; пожарная машина; сумки, корзинки; набор парикмахер; атрибуты для ряженья, зеркало; атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом: «Семья», «Детский сад», «Дочки-матери», «Больница», «Аптека», «Повар», «Строители», «Зоопарк» и др.; с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Почта» и др. «Гараж», «Железная дорога»

Центр конструирования

крупный строительный конструктор; набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали; Конструкторы типа «Лего»; игрушечный транспорт средний и крупный; пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет; небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.); пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

материалы для ручного труда: бумага разных видов, вата, поролон, текстильные материалы, природные материалы; схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), лодка, тематический строительный набор: город, замок (крепость), ферма (зоопарк).

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Уголок природы: леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель; одежда (фартуки, халатики, нарукавники); растения: - бего картина сезона, модели года, суток; дидактический материал по теме «Природа в разные времена года»; дневник наблюдений (зарисовки опытов, экспериментов, наблюдений); выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т.п.; зимой: ветки хвойных деревьев, зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); весной (весенние первоцветы, посаженные в горшки, ветки лиственных деревьев); летом (букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков);

Уголок экспериментирования: набор для экспериментирования с водой, песком, емкости разного объема и разной формы, предметы для переливания и вылавливания; набор для опытов с магнитом; медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, соломки для коктейля; коллекции тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий); схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок математики: картинки геометрических фигур, счетный материал; различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал для счета; рамки-вкладыши; пособия для нахождения сходства и различия, головоломки; составление целого из частей; набор карточек с изображением количества (от 0 до 10) и цифр; наборы моделей: деление на части; счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, кубики с цифрами, занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера

, математический планшет , «Умный Куб» и др; счеты настольные, счетные палочки; учебные приборы: линейки, мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», часы песочные; наборы таблиц , настольно-печатные игры, наборы моделей.

Уголок петербурговедения Флаги, гербы и другая символика; альбомы: «Наша семья», «Мой город»; книги про Санкт- Петербург, подборка стихов о городе, настольные игры про город, лото «Гербы», «Флаги»

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки; рассказы и стихотворения о родном городе, стране; иллюстрации: «Наш город в разные времена года»; рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе; образцы декоративно-прикладного искусства.

Уголок безопасности: дидактические игры, наглядные пособия; средний транспорт. небольшие игрушки (фигурки людей, животных); картинки с изображением опасных предметов; сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций; игры: «Что лишнее?», «Опасно – не опасно»; «Полезное - вредное».

Центр музыкально-театрализованных игр

набор кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; аудиосредства ( музыкальный центр; диски с записями музыкальных произведений); оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей), ширма для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты, перчатки  и пр.); подборка сказок; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой); Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Центр сенсорики и дидактических игр

лото, настольно-печатные игры; мелкие и крупные предметы; ковролиновое полотно; наборное полотно; магнитная доска; нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки); игрушка из разного по фактуре материала; матрешки; наборы объемных тел, чудесный мешочек, «Пазлы»; наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (назначение, цвет, величина); серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты); наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных, растений, ландшафтов, транспорта, строительных сооружений, профессий, спорта и т.п.); наборы «лото», в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений; серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей); наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые); разрезные сюжетные картинки (8-10 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями; иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера, игры - шнуровки, бусы, мячики и шарики различной фактуры, мазайка,

Центр изодеятельности

Восковые  мелки; цветной мел, гуашь, акварельные краски; цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пластилин; цветная и белая бумага; картон; кисти, палочки, стеки, ножницы с тупыми концами, поролон,  трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х30), розетки для клея, подносы, щетинные, толстые кисти; материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки и т.п.; образцы декоративного рисования, животных и т.д.; магнитная доска; фланелеграф, схемы, трафареты для закрашивания; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, картинки с красочными иллюстрациями, репродукции, дидактические игры.

Центр развития речи

Книжный уголок: стеллаж для книг, стол со стульями; мягкий диванчик; ширма; книжки по программе; любимые книжки детей; книжки-малышки; книжки-игрушки; картинки для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. художественная литература детские журналы, иллюстрации, портреты детских писателей, книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников, Картинки перевертыши на многозначные слова; игры на уточнение понятий: «Кто что делает?»; дидактические пособия; иллюстрированные альбомы; настольно-печатные игры; сюжетные картинки; карты по мнемотехнике; наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.); сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой); карточки на произнесение согласных звуков; игры для совершенствования навыков языкового анализа, для совершенствования грамматического строя речи.

Перечень учебно-методического обеспечения: учебные пособия, дидактический материал

Таблица № 11

Физическое развитие

Забавные физкультминутки для дошкольников

Гимнастика для глаз

Спортивный инвентарь

Азбука здоровья

Распорядок дня

Гигиена ребенка

Волиология

Это надо знать

Художественно-эстетическое развитие

«А  может быть…»

Какого цвета

Путешествие на созвездие красок

Инструменты

Найди кусочек

Дострой дворец

Городецкая роспись

Чудесная гжель

Дымковская игрушка

,Народные промыслы

Назови цвета

Дорисуй

Национальные костюмы

Хохлома

Матрешка

Гжель

Познавательное развитие

Мои первые цифры

Геометрические формы

Подбери узор

Я знаю пять

Найди четыре

Лабиринты

Учись играя

Танграм

Блоки Дьенеша

Сложи узор, картинку

Числовые домики

Палочки Кьюзенера

Считаем и читаем

Геометрическое лото

Направо налево

Найди половинку

Все о времени

Математика

Посчитаем

Кто где живет?

Времена года

Чего не хватает

Большие и маленькие

Дикие и домашние животные

Животные и их детеныши

Геометрические фигуры

Цифры

Большой, средний, маленький

Подбери ключик

Домино

Речевое развитие

Мои первые буквы

Читаем по слогам

Собери сказку

Герои русских сказок

Прочитай по первым буквам

Зашифрованные слова

Набор картинок (классификация)

Подбери слова к рассказу

Лото (буквы, слова)

Глаголы в картинках

Кто и что

Что лишнее

Кто, какой

Кто что делает

Почитай-ка

Логопедическая ромашка

Мои любимые сказки

Социально-коммуникативное развитие

Что такое хорошо…

Опасно - безопасно

Наши чувства и эмоции

Дорожная азбука

Правила дорожного жвижения

Правила поведения

Не играй с огнем

Детям о пожарной безопасности

Играем и учимся

Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Магазин», «Моряки», «Транспорт», «Семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...