Статья "Адаптация детей в условиях детского сада"
статья
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И
от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, ка-
ким человеком станет сегодняшний малыш”.
/В.А. Сухомлинский/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_d.s.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГДОУ детский сад № 39 Красносельского района Санкт-Петербурга Статья: «Адаптация ребёнка в условиях детского сада» Подготовила воспитатель группы № 10 Матуль Светлана Анатольевна
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятос- ти родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреж- дений. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом опреде- ляется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкрет- ных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, меди- цины, психологии, социологии. Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положитель- ный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с дет- ства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: роди- тели впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все про- исходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли лю- бить ребенка в детском саду? Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с при- вычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проника- ются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспи- тателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружаю- щее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитате- лю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными: - отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; - наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); - неумение занять себя игрушкой; - несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсут- ствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страда- ют при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установле- ние с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер по- ведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое коли- чество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрос- лыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по харак- теру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих воз- можностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка иг- рать, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного вос- питания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культур- но-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребён- ка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании. С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одеж- ды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спаль- не. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблю- дается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выпол- нение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к усло- виям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умст- венно и нравственно, растут крепкими и здоровыми. Как подготовить ребёнка к детскому саду? ☻ Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ☻ Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезлоскоро он сможет хо дить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребён- ком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад. ☻ Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рас- сказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад. ☻ Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспи- татель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подож- дать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома. ☻ Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая ту- туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые оста- ются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки прият- ной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д. ☻ Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои ус- луги другим детям. ☻ Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных зна- ков внимания, и ему будет проще отпустить вас. ☻ Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребо- ваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Луч- ше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к осо- бенностям адаптации своего малыша. ☻ Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. ☻ Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Позна- комьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ре- бёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку. ☻ Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей. ☻ В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дет- ского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом. ☻ В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. ☻ Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверь- те список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о ко- торых вы забыли. Прогноз вероятной степени адаптации ребёнка к условиям детского сада. ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомо- му взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит кук- лу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил пове- дения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжела- телен к ним. АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действия- ми воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и по- ощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Ма- лыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкну- тым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучас- тным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ. С ребёнком не удаётся установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детс- ком саду. Часто родителя авторитарны, вступают в конкуренцию с воспи- тателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особен- ностям ребенка в семье и детском саду. Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рас- сказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с ре- жимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою оче- редь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ре- бенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родите- лями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстанов- ке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»
Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»
В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....
«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада
Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...