Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию
рабочая программа (средняя группа)
Кружок по патриотическому воспитанию в средней группе "Юный гражданин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
по патриотическому воспитанию
в средней группе:
«Юный гражданин»
Руководитель кружка
Воспитатель: Дружина Олеся Сергеевна
Содержание
- Пояснительная записка___________________________________________________ 3
- Цели и задачи программы_________________________________________________4
- Педагогические принципы программы______________________________________5
- Структура программы____________________________________________________6
- Ожидаемый результат реализации программы________________________________8
- Итоговый анализ_________________________________________________________8
- Тематическое планирование______________________________________________ 9
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей__________________________________________________________________11
- Материально- тематическое сопровождение ________________________________11
- Используемая литература________________________________________________12
Пояснительная записка
Детство –это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отчества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство- ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию- это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край ,культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь .Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку , что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8.Воспитание здорового образа жизни.
9.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы.
- Доступность : Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность: На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность: Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность: Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность : Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность: Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Структура программы
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» ( семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица ,вот этот дом».
3 раздел « Город ,в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья».Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через ее познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических ,климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах нашей земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
3 раздел «Город , в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально- экономической значимости города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально- экономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они предоставляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызывать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому ,настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4-5 лет
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования детей( текущий мониторинг).
Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
Диагностирование развития детей ( промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Тематическое планирование.
Средняя группа(4-5 лет)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Детский сад». Знакомить с детским садом и их сотрудниками. | Проект(занятие) «У медведя во бору грибы ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду». Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья»- дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы- природа г. Саратова | «Семейная фотография»- расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город» |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?». (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С. Черный «Когда никого нет дома»- чтение стихотворения. | Целевая прогулка «Детский парк» |
Декабрь | Проект (рисование) «Нарисуем парки г.Саратова» | Беседа «Мое здоровье» | Труд взрослых: понятие «Профессия». Профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья»- любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природо-охраняемая акция «Покормим птиц зимой» | Проект «Дружат дети на планете» | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота подъем». Военные профессии, должен знать каждый! |
Февраль | «Мы следопыты» - о жизни диких животных. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальйона. | «на земле, в небесах и на море»-об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки-солдаты»-о государственном празднике «Защитники отетчества» |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город, транспорт, пешеход» Уточнить знание детей о безопасности ведении себя в городе, транспорте и пешеходом. | «Люблю берёзку русскую». (Деревья и растения, природа родного края). | Развлечение «Быть здоровыми хотим». Уточнить знание детей о закаливающих мероприятий в течении года. |
Апрель | «Мой город». Рассматривание альбома о г. Саратове. | «В гости к деду ПРИРОДОВЕДУ»-экологическая топа весной. | Беседа «Помошники»-об обязанностях которые дети выполняют дома, обязанности членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Саратовской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О дне победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к «ВЕЧНОМУ ОГНЮ» посвященной Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисование) «Салют в честь праздника России» | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Сбор гербария. |
Июль | Экскурсия к памятнику Н.Г. Чернышевского | Проект (рисование) «Мой детский сад» | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Саратова» |
Август | Акция «Природа просит защиты»- бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья» | «Мой город задумчивый и нежный» |
Взаимодействие с родителями по патриотическому
воспитанию детей.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.
В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Материально- техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО;
Методическая литература;
Репродукции картин;
Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества;
Фотоальбом «Мой город; Моя семья».
Художественная литература;
Грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
Карты ,атлас Саратовской области;
Символика Саратовской области и г. Саратова, глобус и т.д.
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007 г.
- Дерягина Л.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера », 2007 г.
- Дыбина О.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
- Евтушенко С., Веселова Л, Воспитание большого гражданина России .\\ Дошкольное воспитание 2007№6, с. 118-121
- Игушенцева А. Музей боевой славы \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с.11-13
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 2,с.3-8
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников \\ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с. 3-10
- КазаковаН.В. Большая река начинается с родничка,любовь к родине с детского сада.// Воспитатель ДОУ 2008 г. № 12 с. 31-36
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 № 10, с.10-19
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008г. № 8 с. 27-29
- Соболева И. Любить малую родину// Дошкольное воспитание 2005 № 10с.52-54
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера 2007 г.».
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прграмма кружка по патриотическому воспитанию
рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина - Нижневартовск»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со стр...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе ««Юный патриот».
Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенност...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию «Юный патриот»
Цель кружковой работы: формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа....