Игры для самых маленьких.
консультация

Горбенко  Елена Александровна

Для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры для малышей280 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для самых маленьких.

   

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  КУКЛЫ

Цель:  научить ребёнка управлять движениями пальцев, совместно сочиняя истории и сказки, развивать воображение, речь

Способ изготовления:

От старых перчаток отрезать «пальцы». Нарисовать глаза, нос, уши, рот. Приклеить волосы из ниток, поролона, бумаги.

Ваши герои могут быть человечками или зверюшками. Делайте их вместе с ребёнком, и дальнейшая игра с ними будет для малыша желанной и увлекательной.

Можно сделать несколько таких кукол, каждая из которых  представляет одного члена семьи. Тогда ребёнок сможет играть с куклой, когда нет дома папы, мамы или кого – то другого. Кроме того, если малыш рассердился на маму (или на кого – либо другого), он может выплеснуть свои эмоции, играя с куклой «мама».

ТУННЕЛЬ (Д.Эйнон)

Цель: Развивать восприятие ребёнка, формирование чувства безопасности.

Способ  изготовления и применения:

Соединить между собой скотчем или склеить несколько больших картонных коробок.

Положите на одном конце получившегося туннеля яркую игрушку. Сами встаньте рядом с игрушкой и позовите малыша. Когда он доберётся до вас, дайте ему игрушку, похвалите его.

В процессе этой игры у ребёнка формируется чувство безопасности, он начинает понимать, что мир остаётся неизменным даже тогда, когда он видит.

Примечание:  Если ребёнок испытывает беспокойство и не хочет пролезать в туннеле, родители могут смастерить подобный туннель, только маленького размера, из картонных коробок из – под молока и показать, как по нему катятся машинки, шарики. Поняв смысл игры и привыкнув к ней, малыш, скорее всего, вскоре заберётся и в большой туннель.  

КУКЛЫ  ИЗ  ПЕРЧАТОК  И  НОСКОВ

Цель:   развитие воображения ребёнка, тактильных ощущений, восприятия.

Способ изготовления и применения: 

Из старых носков, перчаток, рукавичек сшейте игрушки: пришейте  вместо глаз пуговицы, кнопки, вместо носа – помпон, яркий кусочек  поролона, рот нарисуйте или вышейте и пришейте ушки, хвостики, волосы, используя для этого старые обрывки пряжи. Такую игрушку можно надевать на руку и взрослому и ребёнку и вести между ними  беседу. Можно набить игрушку разными материалами: горохом, ватой, пшеном, желудями. Если у вас окажется две игрушки, набитые поролоном, две игрушки, набитые опилками, две игрушки, набитые чечевицей и т.д., покажите одну из них ребёнку и попросите найти точно такую же.

ИГРЫ  С  МЯЧАМИ  И  С  ШАРИКАМИ

(М.Сигал, Д.Адкок, 1996)

Цель:  развитие умения ловить мяч, шар, быстроты реакции.

Способ изготовления и применения:        

Все дети любят играть с мячами и с шариками, но не всегда можно позволить подобные игры дома. Лучше перенести их на улицу. М. Сигал, Д.Адкок (1996) предлагают для того, чтобы игра с мячом и с шариком стала возможной дома, использовать с этой целью широкую сковороду, миску. Положив в миску теннисный мяч, взрослый наклоняет её, заставляя мяч бегать то быстро, то медленно. Малыш пытается поймать «непослушный мяч».

 Если малышу больше нравится бросать мяч, а не ловить его, можно заменить мяч более безопасными предметами: клубочком пряжи, скатанными детскими носками, бумажным комком.

ИГРА  «ГОЛОВОЛОМКА»

(М. Сигал, Д. Адкок, 1996)

Цель:   развитие восприятия формы, размера.

Способ  изготовления и применения:              

В крышке из – под растворимого кофе или в картонной коробке

вырезать отверстие по размеру какого – нибудь кубика, карандаша и др. Дети от года до 2 –х лет с удовольствием будут вкладывать в это отверстие предмет. Когда эта операция будет освоена, можно усложнить условия: смастерить коробку с двумя, тремя отверстиями одинаковой формы, но разного размера (например, кружки, квадраты, треугольники).

 Самодельные головоломки создаются родителями, которые знают возможности своего ребёнка, поэтому, скорее всего, ребёнок с  удовольствием будет играть в них, чего нельзя сказать о покупных игрушках.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ  ШАРИКИ

Цель: развивать у ребёнка восприятие цвета, мелкую моторику пальцев.

Способ изготовления и применения:

Картонные сетки из – под яиц покрасить: несколько ячеек – в

красный цвет, несколько – в зелёный, несколько – в синий и т.д. В небольшую коробку сложите пластмассовые разноцветные шарики (можно использовать шарики из сломанных погремушек). Отработайте с ребёнком навык узнавания сначала одного цвета (цвет ячеек  цвет шарика), пусть он сложит, например, все красные шарики в красны ячейки и т.д. Если ребёнок уже освоил эту операцию, взрослый может заполнить ячейки, специально допустив ошибку: в красные ячейки положить жёлтые шарики и т.д.

ПОРОЛОНОВЫЙ  КОНСТРУКТОР

 (М.В. Лебедев)

Цель: развитие восприятия цвета, размера, формы, сенсорное воспитание.        

Способ изготовления и применения:

Приобретя в магазине набор цветных поролоновых губок,

родители вместе с детьми могут изготовить замечательный мягкий конструктор.

 Прямоугольные блоки можно использовать в качестве

«кирпичиков» для постройки дома для куклы, гаража для любимой машинки. Губки отлично скрепляются между собой, так как с одной стороны каждая из них имеет шероховатую поверхность (наподобие липучки). Поскольку набор состоит из разноцветных блоков, в процессе игры родители могут отрабатывать с малышом навык определения предмета по цвету. Если вы купили губки разной величины, ваш ребёнок сможет потренироваться в сравнении двух – трёх предметов по размеру.

   Для детей постарше можно нарисовать схему будущей постройки, изобразив на рисунке цветные кубики – губки. Или, следуя советам Никитиных, можно на дно коробки, в которой хранится конструктор, приклеить лист со схемой, где будет указан порядок укладки кирпичиков.

  Если малыш уже освоил игру, можно разрезать несколько блоков  на треугольники. Из этих треугольников он будет складывать   «целый» кирпичик, сделает крышу для домика, сложит звёздочку или любой другой узор.  

Примечание: Подобный конструктор пригодится для занятий и игр с тревожным ребёнком: мягкий поролон приятен на ощупь, малыш, трогая его ручками, сможет успокоиться, снять напряжение.

  Для агрессивных же ребят подобный конструктор – находка.

Ведь блоки можно бросать, мять, даже топтать. Причём в процессе такого «шумного» использования ребёнок не несёт вреда ни себе, ни другим детям. Не будет испорчен сам конструктор.

СОРОКА – ВОРОНА

( М. Рузиной)

Цель: создание положительного эмоционального настроя благодаря непосредственной близости с мамой, гимнастика пальчиков (способствует развитию речи), лёгкий массаж.

Содержание: 

Мама держит ребёнка на коленях, его рука – в маминой руке. Мама чертит на ладошке малыша круги и проговаривает:                      

     Сорока – ворона

     Кашу варила,

     Деток кормила…  /Мама загибает по очереди пальчики ребёнка/          

     Этому дала,

     Этому дала,

     Этому дала,

     Этому дала,

     А этому не дала.

   

   Ты дров не рубил,

   Воды не носил.  /Мама рукой потряхивает мизинчик малыша со словами/

   Зачем дров не носил?

   

Воды не носил?

   Знай наперёд:                                                                                                                                    

   Здесь водичка – холодненька,

                   /Тут мама поглаживает запястье ребёнка/

   Здесь – тепленька     /Мама поглаживает сгиб локтя/

   Здесь – горяченька   /Поглаживает плечо/

  А здесь – кипяток, кипяток! /Мама щекочет ребёнка, и он смеётся!/

УТРЕЧКО (М. Рузина)

Цель.  установление эмоционального контакта с мамой, гимнастика для пальчиков, положительный эмоциональный заряд, развитие речи, увеличение словарного запаса, развитие памяти, внимания.

Содержание: 

Мама наклоняется над ребёнком, ласково будит его, целует, говорит, что утро наступило, солнышко проснулось, пора и Ванюшке (называет имя своего ребёнка) просыпаться. Затем мама предлагает малышу поиграть. Для этого сначала можно просто показать ребёнку последовательность игры, а потом поиграть вместе с ним, помогая ему.

  1. Ладони скрещены друг с другом, пальцы растопырены,                                             получается солнышко с лучиками.                                                                            

2. Взрослый говорит: «Эй, братец                    - Кулак правой руки сжат,

    Федя, разбуди соседей!»                                большой палец совершает  

                                                                                   круговые движения.        

3. «Вставай, Большак!»                                      - Большой и указательный              

щёлкают по                                                          пальцы правой руки щелкают

                                                                                большому пальцу левой руки                                              

4. «Вставай, Указка!»                                         -Щелкает по указательному пальцу.

5. «Вставай, Середка!»                                    - Щелчок по среднему

                                                                                пальцу

6. «Вставай, Сиротка!»                                     - Щелчок по безымянному

                                                                                пальцу

7. «И Крошка – Митрошка»                             - Щелчок по мизинцу.

8. «Привет, Ладошка!»                                      - Щелчок в центр ладони.

 

9. «Все потянулись   и проснулись».              - Руки поднимаются  вверх

                                                                               Пальцы вытягиваются                                                                

                                                                               и быстро шевелятся.

ПРОСЫПАЛЬНАЯ.

ДОБРОЕ УТРО (Н. Пикулева).

Ой, люлюшеньки – люлюшки!

Нашему Ильюшке –

Доброе утро, доброе утро!

Утро с шутками, прибаутками!

Ты мне ручки подавай,

Да с кроватки вставай!

Умываться пойдем,

Где водичка, найдем.

ПРОСЫПАЛЬНАЯ
ПОТЯГУШКА
(Н. Пикулева)

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем.

ПРОСЫПАЛЬНАЯ

ТОРМОШИЛОЧКА (Н. Пикулева).

Тимка – Тимошка

Глянь-ка в окошко!

Вышло солнышко гулять,

И тебе пора вставать.

Просыпайся скорей,

Тимофее-е-й!

ЗАСЫПАЛЬНАЯ (Е. Сербина).

Баю-бюшки-баю,

Баю Оленьку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою Оленьку качать,

Качать, прибаюкивать. Баю…

Как у котика-кота

Колыбелька хороша. Баю…

У моей Оленьки

Что получше-то его. Баю…

У кота ли, у кота

И перинушка мягка. Баю…

У моей Оленьки

Вот пуховая лежит. Баю…

У кота, у котика

Изголовье высоко. Баю…

У моей Оленьки

Что повыше его. Баю…

У кота, у котика

Одеяльце тепло. Баю…

У моей у Оленьки соболиное лежит. Баю…

КОЛЫБЕЛЬНАЯ (С. Черный).

Баю-бай! Васик бай!

Ты, собачка, не лай!

Ты, бычок, не мычи!

Ты, медведь, не рычи…

Волк, миленький, не вой,

Петушок, дружок, не пой!

Все должны теперь молчать:

Васик хочет спать…

 

ГУЛЯКА (Л.А. Булдакова)

Цель: создание оптимистического настроения, «знакомство» с телом, снятие мышечного напряжения.

  По дорожке топ – топ – топ                    (Шагают под текст.)

  Мы шагаем дружно,

  Не идёт проказник – дождь? -                 (Поднимают голову вверх,

                                                                        Смотрят вправо, влево)                                      

  Посмотреть нам нужно.                            

  Всё в порядке: нет дождя,                       (Кивают головой, улыбаются с

                                                                        солнышку

  Солнышко сияет,                                       подставляют ему щёчки, нос и лоб)

  Наши щёчки, нос и лоб

  Нежно согревает.

  Руки к солнцу подниму,                          (Поднимают руки в стороны – вверх,

  Лучики поймаю,                                        растопырив ладошки, сжимают в кулачки)

  Их я с пальчиков стряхну,                        (Щёлкают каждый из пальчиков о большой

  С ними поиграю.                                      пальчик, стряхивают кисти рук)

  А потом я протопчу                                  (Топают – дробят ножками, делая дорожку)

  На песке дорожку,

  И колечки начерчу                                (Попеременно рисуют каждой  ножкой, затем

                                                                        встряхивают ею расслабляя              

  Кругленькие ножкой                                

  Покружись, как мотылёк,                       (Медленно легко кружатся, встряхивая

  Сяду на купавку,                                       ручками, как крылышками, садятся на

  И поглажу нежно я                                   корточки. Легко пальчиками гладят травку)

  Мягонькую травку.

  Солнышком посыплю я                         (Поднявшись на ноги, посыпают сверху

  Всё вокруг, что знаю.                              вниз всё вокруг себя.

  Все узнали вы меня?                             Спрашивает, разведя руки в стороны,

  Это я – гуляю!                                           показывает на себя улыбается).

ИДЁТ  БЫЧОК

Цель: создание хорошего настроения у ребёнка, развитие речи,

взаимодействие взрослого и ребёнка

Содержание:

Взрослый рассказывает стихотворение, параллельно выполняя элементы массажа и физические упражнения. Ребёнок  повторяет слова за взрослым.

Идёт бычок, качается,        

                                           Взрослый слегка раскачивает ребёнка, лежащего на  

                                           кровати, из стороны в сторону.                                                      

Вздыхает на ходу.           Взрослый показывает, а ребёнок повторяет за ним любое

                                           упражнение на развитие дыхания.

«Ой, доска качается,     Взрослый, за ручки приподнимая ребёнка до положения

                                           «сидя», имитирует затем «падение»: ребёнок вновь

                                           ложится на кровать.

Сейчас я упаду!»            Взрослый может взять ребёнка на руки и поставить его на пол.

Предложенные движения можно заменить другими или  повторить их несколько раз. Обычно маленьким детям нравятся  подобные занятия, иногда они сами придумывают движения, просят родителей выполнить их.

ПОМОГИ МАМЕ (Г.Д. Черепанова)

ЦЕЛЬ: развитие координации движений, легкая утренняя зарядка, положительный эмоциональный настрой.

Содержание:

Зная, что вашему ребенку трудно подняться утром с кровати, заранее, еще до его подъема, разложите на полу несколько игрушек, можно расположить их с небольшими интервалами по направлению к ванной комнате. Взрослый будит ребенка и говорит: «Ой, смотри, сколько игрушек лежит на полу! Нам с тобой даже в ванную не пройти. Помоги мне пожалуйста, собрать их!» ребенок, двигаясь от одной игрушки  к другой, собирает их все в корзинку, в пакет или в кузов большого грузовика. Теперь можно перейти к водным процедурам!

Примечание:

Для того чтобы подобная уловка не надоела ребенку, предметы на полу желательно ежедневно менять. Например, это могут быть домашние тапочки. Кубики и др.

Если ребенок совсем маленький и еще плохо ходит, подобное раскладывание игрушек на полу на определенном расстоянии друг от друга может стать стимулом для самостоятельной ходьбы. Только игрушки в этом случае должны быть обязательно привлекательными для ребенка.

ТИГРЕНОК ПРИШЕЛ В ГОСТИ.

ЦЕЛЬ: развитие координации движений, обучение ребенка пониманию инструкции взрослых, развитие эмоциональной сферы ребенка.

Содержание:

Взрослый раскладывает на полу вырезанные из картона следы какого-нибудь животного: тигра, медведя, слона (можно не вырезать следы. А просто нарисовать их мелом на полу). Затем взрослый говорит: «К нам в гости пришел тигр, но почему-то спрятался. Наверно, он хочет с тобой поиграть. Давай отыщем тигра и поиграем  с ним. Только идти искать его надо, обязательно наступая на каждый след».

Примечание:

Подобное развлечение может стать одним из способов поздравления ребенка с днем рождения или с другим праздником. Если ребенок таким образом «знакомится» с новой игрушкой, скорее всего, она станет для него более близкой и любимой.

БУДИЛОЧКА (Л.А. БУЛДАКОВА)

ЦЕЛЬ: создание положительного эмоционального настроя, легкая утренняя зарядка.

Содержание:

Взрослый читает текст и вместе с ребенком выполняет движения.

Прозвенел будильник: «Дзинь!» -                      Можно на слово «Дзинь!» осторожно

Выспались ребятки,                                            задеть пальцем кончик носа.

Мы потянемся вот так                                         Ребенок тянется.

На своей кроватке.                                             Взрослый может погладить ласково

                                                                                Ручки, животик, ножки.

Повернемся на бочок                                        Ребенок поворачивается на бочок,

Съежившись пружинкой,                                   сжавшись в комочек.

И растянемся опять                                             Ребенок ложится на спинку,

Легкою пушинкой.                                               Расслабившись.

А потом – другой бочок                                      Ребенок поворачивается на другой бок.

Повернем мы к стенке,

Сжав под щечкой кулачок,                                Ребенок кладет руки под щечку,

Подтянув коленки…                                              сжимает кулачки, подтягивает коленки

                                                                                 к животу.

Полежим еще чуть-чуть                                      Ребенок ложится на спинку,

Мягким колобочком,                                           расслабляется.

Солнышку подставим нос,                                Ребенок, улыбаясь, подставляет

Сдобненькие щечки.                                         Солнышку попеременно нос, щечки.

Вот и все, с кроватки встать                              Взрослый помогает ребенку подняться

Нам совсем не трудно.                                     с кровати, поглаживает ему спинку.

Улыбнись скорей, сынок,                                  Взрослый обнимает, целует ребенка.

Милый, с добрым утром!

Для девочки:

Улыбнись скорее нам,

Дочка, с добрым утром!  

НЕПОСЛУШНЫЕ  КОТЯТА

(И.Ю. Родионова)

Цель: преодоление негативизма, упрямства в период кризиса 3 – х лет.

                   

                                    Мама – кошка говорит:                                            Дети:

«Непослушные котята маму слушать не хотят.

Ножками потопайте,                                                                 Нет, нет, нет

Ручками похлопайте,                                                                 Нет, нет, нет

Головкой покивайте,                                                                  Нет, нет, нет

Со мною поиграйте».                                                                Нет, нет, нет

Грозит пальчиком…

«Ах, какие озорные, непослушные какие!

Ножками не топайте,                                                                Будем, будем, будем

Ручками не хлопайте,                                                                Будем, будем, будем

Головкой не кивайте,                                                                 Будем, будем, будем
Со мною не играйте.                                                                Будем, будем, будем

Ах, какие озорные, непослушные какие!»

ИГРА  «ДОЖДИК»

Г.Д. Черепанова)

Цель: развитие двигательной активности, умения управлять своим телом, умения подчиняться правилам игры, эмоциональная разрядка .                              

Содержание.  Взрослый рисует прутиком на земле (или мелом на асфальте)  два небольших круга – домика для себя и ребёнка.

Если взрослый говорит: «Солнышко», то они с ребёнком бегают, играют, веселятся возле домиков. при слове «Дождик» надо быстро забежать в домик, присесть на корточки, скрестив руки над головой в виде крыши.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

Детей раннего возраста (как, впрочем, и более старших ребят) привлекают игры с песком. Наверное потому, что здесь ребёнок может сам творить и сам разрушать то, что он сотворил, и опять строить… Это не игрушка, которая после поломки уже не примет прежнего своего вида.

 В песок можно закапывать предметы, иногда в песочнице нечаянно можно обнаружить закопанные или утерянные другими детьми предметы. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в ведёрко… Конечно, лучше всего, если песочница, в которой играет ребёнок, большая, чтоб малыш мог забраться туда. Чаще всего детей привлекают даже не просто песочницы, а огромные горы песка.

СЛЕДЫ  НА  ПЕСКЕ

Малышу можно показать, как его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца тут же исчезает, на влажном – остаётся надолго. Затем можно приложить к влажному песку мамину ладонь, а рядом – ладошку ребёнка, сравнить отпечатки, назвать, какой из них большой, а какой – маленький. Так же полезно поэкспериментировать и с отпечатками ног: маминой и малыша.

Оставлять следы могут и другие предметы: мячик, палочка, ведёрко и др.

 ОТЫЩИ  ШАРИК.

Взрослый закапывает в песок какой – либо маленький предмет, например, шарик, и просит ребёнка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог наблюдать за процессом закапывания.

Если ребёнок заинтересовался и справляется с задачей, можно закопать два предмета, например, шарик и куклу, а потом попросить откопать только куклу. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.

ДОРОЖКИ ИЗ  ПЕСКА.

     Взрослый показывает ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно даётся маленьким детям, и для его удачного выполнения иногда требуется несколько «репетиций». Для того чтобы ребёнку было интересно, следует ск4азать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыплёнка, волчонка), который заблудился и не может найти дорогу домой.

Когда ребёнок научится делать дорожки, то есть простые формы, взрослый показывает ему, как песком нарисовать треугольник, домик, ёлочку и т.д.

ВОДЯНЫЕ  СТРУЙКИ

 (Г.Д. Черепанова)

Цель: развитие восприятия.

Содержание:

В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из неё водой на стенку, делать с помощью струи разные узоры: домик, шарик.

сначала «рисует» взрослый, а ребёнок откладывает, а потом  наоборот.

                                 

ВОДОМЕРЫ

(Г.Д. Черепанова)

Цель: развитие восприятия.

Содержание:

В большое ведро налить воды и предложить ребёнку    померить, сколько стаканов воды содержится в нём, перелить воду ковшиком из полного ведра в пустое. В этой игре                                            можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край»                                              

  ШАРИКОВЫЕ  БОИ.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Содержание:

В тазик с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребёнок держит в руках. Отойдя на расстояние 0,5 – 1 м, ребёнок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то и сухой шар остаётся в воде. Игра заканчивается тогда, когда таз останется пустым. В дальнейшем ребёнок может совершенствовать свой результат.

                                 

  НАПОИ  ЗВЕРЕЙ.

Цель: развитие моторики ребёнка.

Содержание:

Взрослый расставляет в ванне пустые ёмкости различной    величины, надевает шланг на кран и включает воду. Ребёнок    наполняет ёмкости водой из шланга. Для того чтобы это занятие имело игровой характер, ребёнку можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек – маленькие поилки, а у больших – большие.

  ПОЙМАЙ  ЛЬДИНКУ.

Цель: развитие координации движений ребёнка.

Содержание:

Взрослый опускает в миску с тёплой водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит, льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Ребёнок достаёт из воды льдинки и складывает в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый может спросить: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они превратились в воду и растаяли. Давай вместе сосчитаем, сколько льдинок не растаяло!»

ПИНГВИНЫ  И  БЕГЕМОТИКИ.

Цель: закрепление в сознании ребёнка понятий «тёплый»,  «холодный».

Содержание:

 Для этой игры необходимо 3 – 4 игрушечных бегемотика и столько же пингвинчиков (желательно, чтобы игрушки были резиновыми или пластмассовыми). Взрослый ставит на пол или  скамейку 6 – 8 мисок или маленьких ванночек. Несколько из них наполняет прохладной водой, а остальные тёплой и говорит ребёнку: «К нам в гости пришли звери: бегемоты и пингвины. Они хотят искупаться, но бегемоты любят купаться в тёплой воде, а пингвины – в холодной. Давай искупаем зверей». Ребёнок опускает в тёплую воду игрушечных бегемотиков, а в прохладную воду –   пингвинчиков.

  РАСТИ – РАСТИ, ЦВЕТОЧЕК.

Цель: снятие у ребёнка страха перед принятием душа.

Содержание:

Чтобы ребёнок не боялся мыться под душем, психологи рекомендуют проводить следующую подготовительную процедуру: на лицо и открытые части тела ребёнка капать тёплой водой.

Желательно это делать в игровой форме, например, так:

Ребёнку объясняют, что все растения начинают быстро расти,

если на них капают капли тёплого дождя. Далее взрослый предлагает ребёнку стать маленьким цветочком. «Цветочек» приседает на корточки, в это время на него начинает капать дождик, то есть взрослый аккуратно посылает с мокрой ладони на малыша капельки тёплой воды: сначала на ноги и руки и только потом на шею и  лицо. «Цветочек» медленно начинает расти и становится большим, после этого взрослый и ребёнок меняются ролями.

 Первоначально роль «цветочка» может сыграть и сам взрослый. Это делается в том случае, если ребёнку надо показать пример, чтобы тот не испугался новой роли.

СЮРПРИЗ.

Цель: развитие мелкой моторики руки, речи, создание положительного           эмоционального настроения.

Содержание:

Взрослый насыпает заранее вымытую и просушенную крупу  (перловку, пшено, рис, гречу и др.) в железную банку или глубокую миску и помещает туда же 1 – 2 маленькие игрушки или просто бумажные комочки. Ребёнок должен найти спрятанный в крупе предмет. Если малыш захочет, он тоже может прятать предметы от взрослого.

 РЫБОЛОВ.

(модификация игры Д.Эйнона)

Цель: развитие координации движений ребёнка, внимания, мышления

Содержание:                        

Взрослый заранее помещает в большую коробку небольшие металлические предметы (пробки, кофейные ложечки). К деревянной ложке (или к палочке) привязывается верёвка 15 – 20 см, на конце которой закреплён магнит. Ребёнок должен «выловить» из коробки всю «рыбу» и сложить её в мисочку. Когда малыш освоит эту игру, можно усложнить её, например, забросав «рыбу» сверху бумажными комочками.    

ИГРЫ  С  ТЕСТОМ 

(Д. Эйнон)

Цель: развитие моторики, координации, восприятия формы, размера предметов.

Содержание:

Когда мама готовит обед для всей семьи, она может предложить малышу приготовить угощение для кукол, например испечь пирог. Для этого заранее готовится тесто по следующему рецепту: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды  (можно использовать растворимый напиток «Инвайт» или любой пищевой краситель), 2 столовые ложки растительного масла                              

Сначала ребёнку предлагается просто мять пальцами полученное тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет свою форму в руках. Взяв маленькую скалочку (или наполненную водой небольшую пластиковую бутылочку),

ребёнок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками «печенье» и т.д.

Всё это будет способствовать тому, что ребёнок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию моторики, речи, восприятия. А когда ребенок подрастет он по-настоящему сможет помогать маме.

                                   

 КУЛАЧОК НА КУЛАЧОК

 (Е.В. Ларечина)

Цель: развитие внимания, мышления, установление контакта с ребёнком.

Содержание:

Руководитель кладёт угощение (орешек, сушёный фрукт в    бумажной обёртке) на ладонь правой руки и зажимает её в кулак  Затем кулак ставится на кулак. Правый кулак постукивает по левому так, что орешек проваливается из одной руки в другую. Родитель произносит при этом слова: «Кулачок на кулачок, где ты спрятался, дружок?» Ребёнок должен угадать, в каком кулаке спрятано угощение.

ШУРШАЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

 «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…» - с этими словами взрослый встряхивает большой лист бумаги, газеты; мнёт фантики от конфет, различные бумажки; привязывает спичечный коробок за верёвочку и тянет его за собой; проводит ладонью по любой поверхности.

ЗВЕНЕЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

 «А сейчас мы будем с тобой звенеть, вот так…» - с этими словами взрослый встряхивает связку ключей; двумя металлическими крышками ударяет друг о друга; встряхивает железную банку с монетами; ударяет ложкой по ложке; потряхивает мешочек, в котором лежит металлическая бижутерия и другие предметы.

ЧАВКАЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

 «А сейчас мы будем чавкать, вот так…» - с этими словами взрослый надавливает на пустые, но плотно закрытые тюбики из – под крема, пасты; нажимает на сдутые, испорченные резиновые игрушки, мячи; закрывает отверстие в раковине, ванне мокрой тряпкой и открывает его.

СТУЧАЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

 «А сейчас мы с тобой будем играть в «стучалки», вот так…» - и взрослый потряхивает бумажный пакет с небольшим количеством крупы, гороха, фасоли, бобов; деревянными ложками постукивает по твёрдым предметам, друг об друга; постукивает рукой, деревянной ложкой о донышко металлической кастрюли; постукивает ложечкой по стенкам стакана или кружки.

ДРЕБЕЗЖАЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

Взрослый натягивает пальцем и опускает нить, проводит палочкой по ней как по струнам; оттягивает и опускает щепку или линейку.

СКРИПЕЛКИ.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

Взрослый проводит пальцем по стеклу; покачивается на стуле; прыгает на диване; ходит по скрипучему полу.

ТЕЛЕФОН.

ЦЕЛЬ: развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

В пустую спичечную коробку помещают спичку, привязанную за ниточку. Другой конец нитки закрепляют подвижной петлёй на пустой катушке от ниток. Ребёнок держит возле уха катушку. В результате этих действий получается скрипящий потрескивающий звук.

РЕСТОРАН  ДЛЯ  ХОМЯЧКА.

Цель: развитие моторики руки, формирование позитивных личностных качеств.

Содержание.                

Мама говорит ребёнку: «Наш хомячок (попугай, кошка) каждый день ест одну и ту же еду. Наверное, ему надоело. Давай приготовим ему сегодня праздничный обед, например вкусный салат. Я  буду давать тебе продукты, а ты кроши их в мисочку». Мама даёт ребёнку кусочки хлеба, булки, печенья, а ребёнок крошит их пальчиками.  Если это – обед для кошки, можно попросить малыша налить молоко в плошку (и это тоже будет способствовать развитию координации движений). Если мы готовим угощение для попугая, ребёнок может перемешать пальчиками зёрна в кормушке и добавить

несколько крошек хлеба, раскрошить или размять кусочек яйца.

 Для того чтобы ребёнок воспринимал это не просто как интересную игру, а как нужное и полезное занятие, желательно приготовленным обедом угостить питомца и посмотреть, нравится ли  хомячку или котёнку приготовленная ребёнком еда.

                                     

МАЛЕНЬКИЙ  КОТИК

(А.А. Слухова)

Цель: развитие мелкой моторики руки и координации движений.

Для этой игры необходим лист бумаги и несколько игрушек:                                    

домик и два маленьких зверька.

Содержание:

Взрослый ставит игрушечный домик на лист бумаги и говорит ребёнку: «В этом доме живут кошка и собака». Затем он рисует дорогу к домику и говорит: «Эта дорога ведёт от дома к речке.   Давай посыплем её песком, чтобы было красиво и удобно». Ребёнок посыпает дорожку сахарным песком или любой мелкой крупой  (манкой, пшеном). Затем кошка и собака выходят из дома и идут по этой дорожке. Взрослый говорит: «А вот и речка. Как же они перейдут через неё? Ведь моста – то нет…Давай построим мост». Ребёнок выкладывает мост из более крупной крупы (из риса, перловки) или чечевицы. Причём каждую крупинку он должен взять и положить на контур, указанный взрослым, отдельно, используя большой и указательный пальцы. «Вот и мост получился», говорит взрослый и предлагает ребёнку провести по построенному им мосту кошку и собаку.                                      

Взрослый рисует на бумаге цветы: ромашки и колокольчики и говорит: «Какая красивая поляна! На ней растут ромашки (показывает). Кошке понравились колокольчики, а собаке – ромашки.

Пусть кошка понюхает колокольчики, а собака – ромашки». Ребёнок подносит игрушки к нужным цветам: кошку – к колокольчикам, а собаку – к ромашкам.

Если ваш ребёнок не устал и ему доставляет удовольствие

эта игра, можно продолжить её, придумывая всё новые и новые

события. Если ребёнок устал, можно завершить игру, поместив игрушки в домик, а через несколько часов (или дней) по желанию

ребёнка игру можно возобновить.

ВЕСЁЛАЯ  ДЕВОЧКА

(Г.Д. Черепанова)

Цель: развитие зрительного восприятия ребёнка, мышления, эмоциональной сферы ребёнка.

Содержание:

Для этой игры необходимо иметь картинку с изображением  девочки (а если играет мальчик, то изображение мальчика) и набор вырезанных из картона (цветной бумаги) мешочков: в форме слоника, кошки, чайника, яблока.                    

Взрослый говорит: «Это девочка Таня (называет имя ребёнка, с которым играет). Она пошла с мамой в магазин с пустым мешочком (показывает фигурку девочки и прикладывает вырезанный мешочек). В магазине она что – то купила и положила в мешочек». Взрослый прикладывает мешочек другой формы и просит ребёнка отгадать, что купила девочка. Ребёнок отгадывает по контуру мешочка, что лежит внутри. Мешочек без определённой формы можно показывать последним, чтобы развивать фантазию ребёнка.

ИГРЫ  С  РЯЖЕНЬЕМ

(Г.Д. Черепанова)

В каждом доме найдётся множество вещей (одежда, головные уборы, обувь, бижутерия, старые платки, ленты, кружева), которые можно использовать в домашнем театре.

Дети очень любят примерять на себя мамины и папины вещи, ходить в них по квартире, фотографироваться, рассматривать себя в зеркале. Это хорошее занятие для развития воображения, творчества. Кроме того, дети гораздо быстрее приобретают и навыки самообслуживания. Примеряя на себя взрослые пояса, юбки, блузы, малыши сами, без понукания взрослых, учатся застёгивать и расстёгивать пуговицы, другие застёжки, шнуровать обувь и т.д. А ещё они расширяют свой словарный запас, знакомятся с названиями новых для них предметов.

Взрослые обязательно должны принимать в таких ряженьях участие, показывая, как при помощи смены одежды можно выражать своё состояние и характер.

     Пусть мама или папа покажут малышу, как одет:

  • солдат; клоун, веселый человек, принцесса,
  •  опаздывающий, прогуливающийся огорченный человек.

ЗАЙЧИК.

(Л.А. Булдакова)

ПЕРЕД СНОМ.

В гости зайка к нам пришёл,                  (Шагают, подставляют ладошки к голове,

Длинненькие ушки.                                   как ушки.)

Он пушистый, мягкий весь,                     (Делают легкие, воздушные движения

Как моя подушка.                                      руками сверху – вниз.)                  

Иногда сердитый он,                                (Сдвигают брови,

Хмурит глазки строго.                               Хмурятся.

Говорю я: «Не сердись,                            (Грозят пальчиком.)

Зайка – недотрога!»

Лобик глажу я ему,                                   (Лёгкими движениями гладят лоб от

Пухленькие щёчки,                                    переносицы к ушкам, щечки круговыми                        

                             движениями.)

Понарошку начерчу                                (Всеми четырьмя пальчиками чертят на лбу      

                                                                     и щёчках клеточки, затем легко бьют кон-

                                                                      чиками пальчиков по лбу, щекам, подбо-

                                                                      родку.)

Ручка – плюх, другая – плюх!                  (Попеременно падает сначала одна рука,

Бедные, упали,                                          затем – другая.)

Словно ниточки висят,                              Легко встряхивают руки, усталое выраже-

Как и я, устали.                                         ние лица, вялое – всего тела.)

Снова зайка прыг да скок                     (Прыгают, как зайки.)

Скачет по дорожке,

Вместе с ним мы отдохнём,                 (Встряхивают попеременно то правую, то

Прополощем ножки.                               левую ногу, как будто полощут в воде.)

Так трудились с зайкой мы,                   (Говорят вялым голосом, расслаблены

Что устали сами.                                      мышцы тела. В конце садятся на коленки

Отдыхать теперь пойдём                        к маме, обнимают её.)

На коленки к маме.

МИШКА.

ПЕРЕД СНОМ.

Цель: развитие способности подражать движениям взрослого,  координация движений, развитие речи, памяти.

Содержание.

Игра выполняется сидя на полу (или на кровати). Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет за ним (когда ребёнок запомнит последовательность движений и слова, взрослый и ребёнок вместе рассказывают стихотворение и показывают движения.)

Мишка косолапый                  Похлопывание ладонями правой и левой руки по ногам

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Вдруг упала шишка                 Правая рука зажимается в кулак и прикасается ко лбу

Прямо мишке в лоб                  

Мишка рассердился              Ладони хлопают по ногам (или ножки топают по полу)

и ногою – топ.                          

Больше  я не буду                    Ребёнок «грозит» указательным пальчиком.

Шишки собирать.

Сяду я в машину                       Ладошки соединяются и      прикладываются к щеке,

И поеду спать.                          имитируя сон.                    

ПОМОГИ  ЖИРАФУ

(И.Я. Рыбкина)

Цель: развитие тактильной чувствительности, координация движений, обучение детей соотносить фигуры с контуром, развитие коммуникативных навыков.

Содержание:

Из двух листов цветной бумаги (один лист – глянцевый, гладкий, другой – бархатистый, шершавый) вырезаны две фигурки жирафов. На теле каждого жирафа обозначены контуры следующих геометрических фигур: круга, овала, квадрата, ромба, треугольника, двенадцатиугольника и др. Размер и цвет геометрических фигур и вырезанных жирафов могут быть как одинаковыми, так и разными.

 Такие же геометрические фигуры вырезаются из глянцевой бумаги и из бархатной бумаги. Взрослый говорит, что жирафы играли друг с другом, баловались, решили поменяться «пятнышками» (геометрическими фигурами). А потом перепутали их и не могут найти каждый свои «пятнышки». Ребёнку предлагается помочь жирафам и разложить на них «пятнышки» так, чтобы они совпали по контуру и по качеству

материала, из которого вырезаны жирафы и геометрические фигуры.      

Во время игры можно поговорить с ребёнком о том, какой жираф ему больше нравится на ощупь, для этого попросив его потрогать фигурки рукой, щёчкой.

Примечание. В эту игру можно играть с группой детей, раскладывая по очереди и описывая их. Можно устроить соревнования, кто быстрее найдёт нужные «пятнышки». Конечно, вариант «соревновательной» игры не подойдёт, если вы собираетесь укладывать ребёнка спать.

ХВОСТИКИ.

Цель: взаимодействие с членами семьи, улучшение пространственной ориентации, обучение приёмам релаксации.

Содержание:

 Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту и привязывает (сам или с помощью взрослых) его себе и маме, папе, старшей сестре и т.д. Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения тигрят, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь поймать  друг друга и схватить за хвостик.

Варианты  игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из членов семьи; сначала могут ловить тигрят только взрослые, а потом только ребёнок, и наоборот.

В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:

  - просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;

  - лёжа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как  дышат уставшие тигрята, как дышим мы сами, как  дышит мышка и т.д.

  - лёжа на ковре, потянуться;

  - встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперёд, не отрывая от ковра, и потянуться;

  - опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;

  - чередовать последние два упражнения.

В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязав их, превратиться снова в людей.

Примечание:

В эту игру можно играть и с группой детей и родителей. В таком случае дети сначала догоняют друг друга, потом взрослых (или наоборот) или все участники догоняют одного из играющих. Если дети неохотно вступают в игру, пусть малыш сначала догоняет только свою маму, а она – только его.

При использовании игры в работе с детьми старше 4 – х  лет шарфики можно заменить платочками и не привязывать их, а затыкать за пояс. В этом случае после окончания игры                                        побеждает тот, кто догнал больше всех тигрят и собрал самое большое количество платочков – хвостиков.                              

                               

 

   

 PUZZLE.

Цель: взаимодействие с членами семьи, развитие восприятия, внимания мышления.

Содержание:

Дети и взрослые члены семьи участвуют в игре вместе. Отдельные части мозаики делятся между всеми участниками. Количество деталей у каждого должно быть пропорционально его возможностям. Например, если ребёнок совсем мал или не умеет самостоятельно складывать мозаику, можно дать ему только одну деталь, которую он вложит, когда всё изображение будет готово. Если ребёнок самостоятельно собирает картинку, взрослые могут взять по одной детали, а остальные отдать малышу. Возможен вариант, когда детали следует разделить поровну между всеми играющими.                

Совместное складывание мозаик поможет наладить взаимоотношения между детьми, если их в семье двое, трое и больше.

Взрослые после неудачного опыта детей (если те во время игры  поссорятся и даже подерутся), могут спросить у них, почему картинка не получилась. Если дети не могут рассказать об этом сами,  взрослые говорят им, что именно помешало работе (плохие слова,  жадность, желание всё сделать самому и др.). После такой беседы  надо предложить детям ещё раз собрать мозаику и обязательно  похвалить каждого из детей, если они проявили какие – либо навыки взаимодействия в повторной игре.

 Для того чтобы развивать внимание малышей, можно добавить в комплект мозаики 1 – 2 картинки из другого набора и подождать, когда ребёнок заметит это сам или, если ребёнок ещё мал, показать ему, что деталь не подходит к картинке (для этого надо попробовать вместе с ребёнком приложить её по очереди в разные места готового изображения).

Примечание.  Родители могут использовать готовый вариант мозаики, а   можно сделать её самим, вместе с детьми, разрезав для этого старые открытки, календарики. Как правило, в самодельные игры, сделанные совместно всеми членами семьи, дети играют с большим удовольствием.

ЗАЙЧИКИ  И  СЛОНИКИ.

Цель: повышение самооценки и тревожных детей.

Содержание:

Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами: большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Примечание.

В эту игру могут играть мама или папа с ребёнком или все члены семьи.

ПОМОГИ  ЗВЕРЮШКАМ.

Цель: развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и выполнять инструкции.

Содержание:

Взрослый заранее готовит 3 – 4 игрушки (или цветные картинки), например: рыжую лисичку, серую мышку, белого зайку, коричневого медвежонка и такое же количество картонных квадратиков (оранжевый, серый, белый, коричневый).

Разложив квадратики на столе, взрослый говорит, что зверюшки заблудились и ищут свои домики. Он просит ребёнка помочь зверюшкам.

Маленьким детям сначала необходимо помочь сравнить цвет лисички, зайчика и других зверят с цветом их домиков. Для более старших детей можно усложнить задание: взрослый размещает животных, специально перепутав домики (лисичку – в серый домик, зайку – в коричневый и т.д.), и просит ребёнка исправить ошибку.

Можно попросить ребёнка проводить мишку в гости в белый домик, зайчика – в оранжевый домик и др.                            

                               

РАЗ  ЖУЧОК, ДВА  ЖУЧОК.

Цель.  развитие умения классифицировать предметы.

Содержание:

Взрослый готовит 20 – 30 маленьких карточек, на которых изображены какие - либо предметы или животные, по 5 –6 одинаковых карточек (можно воспользоваться карточками из дидактического материала по математике). Например: 5 картинок с изображением мячика, 5 – с изображением машинки, 5 – с изображением жучка и т.д. Ребёнок должен отыскать одинаковые картинки, разложив их по группам. Более сложный вариант: сначала ребёнок раскладывает карточки в зависимости от того, что на них нарисовано, а затем родители просят его найти и отложить карточки, где изображены только красные (или только круглые) предметы и т.д.

СЛОЖИ  КАРТИНКУ.

Цель: развитие восприятия, внимания, мышления ребёнка.

Содержание:

Взрослый берёт несколько парных цветных картинок (мяч, заяц, дом, кораблик и т.д.). Одна из карточек каждой пары разрезается на 2 – 3 части.

Ребёнку выдаётся карточка – образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребёнок освоит это задание, можно складывать картинку без помощи образца. Кроме того, чем старше ребёнок, тем на большее количество  деталей можно разрезать картинку.

Примечание.  

Конечно, родители могут воспользоваться и готовыми головоломками, но самодельные разрезанные картинки могут оказаться не менее полезными. Прежде всего они могут быть вырезаны совместно с малышом. Даже если ребёнок держался только за ножницы вместе с вами, он воспринимает это так, что помогает, поэтому совместно изготовленные игры нравятся ему. Кроме того, для этого занятия можно выбрать именно те изображения, которые очень нравятся малышу и привлекают его. Детали покупной головоломки могут быть слишком мелкими для ребёнка. Самодельные же пособия создаются родителями, которые хорошо знают возможности своего ребёнка.

 ПОСТРОЙ  ГАРАЖ.

Цель: развитие умения работать по схеме, пространственной ориентации.

Содержание:

Взрослый строит за экраном (за листом бумаги, за книжкой), чтобы ребёнок не видел, гараж из 3 – 4 деталей крупного конструктора  LEGO разного цвета (или из обычных деревянных, пластмассовых кубиков). Затем он показывает ребёнку постройку и ставит в гараж маленькую машинку. Ребёнок должен построить для другой маленькой машинки точно такой гараж.

Если вы играете с девочкой, можно построить не гараж, а домик  для пупсика.

ТРОПИНКА – ДОРОЖКА – ГОРА.

Цель: развитие координации движений, развитие внимания, получение новых телесных ощущений, профилактика плоскостопия.

Содержание.

Взрослый предлагает ребёнку отправиться в

путешествие и устраивает для этого:

  1. тропинку – выкладывает камушками извилистую тропинку 20 – 30 см шириной;
  2. дорожку – ограничивает двумя рядами камушков ровную прямую полосу земли 50 – 60 см шириной;
  3. горку – насыпает горкой песок.

Затем взрослый объясняет ребёнку, где находится узкая тропинка, прямая широкая дорожка и высокая горка.

По команде взрослого ребёнок отправляется в путешествие. Если взрослый говорит: «Тропинка», - ребёнок должен осторожно, двумя ножками (босыми) пройти по камушкам, не заходя за края обозначенной тропинки.

После слова «дорожка» ребёнок должен проползти на четвереньках по дорожке, не вылезая за её границы.

По команде «горка» ребёнок взбегает или вползает (в зависимости от возраста, своих возможностей, высоты горки и материала, из которого она сделана) на горку.

ПОПАДИ  В  ЦЕЛЬ.

Цель: развитие координации движений, умение попадать в цель.

Содержание:

Взрослый сажает ребёнка на песок и ставит на

расстоянии 30 – 60 см от него (в зависимости от возраста ребёнка

и навыков ребёнка) пластмассовое ведёрко. Затем взрослый  и ребёнок по очереди бросают камушки, стараясь попасть в цель.

Эта простая игра делает пребывание на пляже более безопасным как для ребёнка, так и для окружающих. Взрослый предлагает ему образец приемлемого использования камушков, которые всегда притягивают внимание любого ребёнка. Но если этот интерес не направляется взрослым, ребёнок, как правило, просто набирает полную горсть камней и бросает их, не глядя вокруг.

КАТАЙ  МЯЧ.

Цель: развитие координации движений, умения катать мяч в заданном направлении.

Содержание:

Взрослый обозначает двумя рядами камушков полоску 50 – 60 см шириной и длиной примерно один метр. С одной стороны полосы он садится сам, а с другой сажает ребёнка.  Взрослый и ребёнок по очереди отталкивают от себя мяч, стараясь направить его движения к противоположной стороне полосы. Причём надо постараться, чтобы

мяч не выкатился за обозначенные камушками пределы.

ДОСТАНЬ  РАКУШКУ.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Содержание.

Взрослый предлагает ребёнку достать «клад» со дна

моря. Для этого он находит очень красивый камень или большую ракушку, разглядывает  их вместе с малышом.

Затем камушек или ракушка опускаются на дно (глубина должна быть не больше 15 – 20 см), и ребёнок должен попытаться достать, отыскав нужную ракушку среди других камней и ракушек. Если это занятие покажется родителям небезопасным, можно провести его, налив воды в большое ведёрко или в детский бассейн и предварительно опустив туда несколько камушек.   Водный слой обычно затрудняет процесс доставания «клада». Вода колеблется да ещё способствует возникновению зрительной близости предмета, поэтому взрослый на первых порах помогает ребёнку достать камушек или ракушку.  Эта простая игра поможет постепенно освоиться в воде тем малышам, которые боятся купаться. В этом случае родители постепенно могут увеличивать количество воды в детском бассейне.

 ВКУСНЫЙ  ЧАЙ

Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.

Содержание.

Взрослый предлагает ребёнку заварить вкусный и полезный чай. На скамейке или столе он раскладывает 3 – 4 листка разных растений: мяты, смородины, малины, вишни, шиповника и т.д. Затем он даёт ребёнку один любой листик, например смородины, и просит его найти в огороде такой же (если ребёнок плохо ориентируется в огороде,                                            взрослый сопровождает его). Когда ребёнок принесёт похожий лист, ему дают новое задание и т.д.

Во время игры взрослый рассказывает ребёнку об особенностях растений и объясняет, как правильно срывать  лист, чтобы не повредить растение. Затем взрослый вместе с ребёнком может вымыть листики (эта процедура будет способствовать развитию мелкой моторики, а значит и развитию речи), сравнивать их по запаху, цвету, размеру, потрогать шершавый или гладкий лист (это будет

способствовать развитию мышления, речи, зрительного и тактильного  восприятия). Собранные листки можно добавить в чай.

Примечание.  

Если взрослый захочет продолжить игру, он может приготовить отдельно чай только из листьев смородины, из листьев малины (добавив в него немного ягод), из листьев мяты и т.д., а затем сравнить их по вкусу.

 Данную игру можно превратить в ритуал, если каждое утро знакомить ребёнка с одним новым растением.

БОЛЬШОЙ  ИЛИ  МАЛЕНЬКИЙ.

Цель: развитие умения ребёнка сравнивать предметы по величине.

Содержание:

Когда придёт время собирать урожай, ребёнок с удовольствием присоединится к этому процессу, если взрослый заинтересует его. Чтобы ребёнок принимал активное участие в сборе овощей и фруктов, но в то же время не попортил грядки и не

повредил растения, взрослый может привлечь его на этапе сортировки урожая. Например, предложив ребёнку разложить ягоды в разные ёмкости: маленькие ягодки – в маленькую мисочку, большие ягодки – в большую мисочку.

Примечание.  

Если родители беспокоятся, что ребёнок помнёт ягоды, можно налить в миску воды.

САМОДЕЛЬНЫЕ  РАСКРАСКИ.

Цель: развитие моторики и координации движений.

Содержание.

Взрослый вместе с ребёнком обводит на листе бумаги контур листа или плода какого – либо растения, рассказывает об этом растении, а затем закрашивает его. Можно обвести контур на земле или песке. В этом случае ребёнок заштриховывает контуры палочкой, в то время как взрослый занимается своими делами.

«

ЧТО  РАСТЁТ  НА  ОГОРОДЕ.

(Модификация игры «Съедобное – несъедобное»)

Цель: развитие внимания.

Содержание.

1 – й вариант:  Взрослый бросает ребёнку мяч и называет любое знакомое ребёнку растение, овощ, фрукт. Если это растение (например, огурец, малина, укроп и т.д.) есть у бабушки на огороде, ребёнок ловит мяч, если взрослый называет, например: «банан», «ёлка» и т.д., ребёнок не ловит мяч Эта игра вполне подходит для детей 2,5 – 3 лет.

2 – й вариант: Взрослый берёт в руки мяч и называет любое растение, которое растёт на огороде, после этого бросает мяч ребёнку, который должен продолжить игру, назвав следующее растение и т.д.                   

     

                               

 

   

   

 

 

     

                                                                   

 

 

     

 

 

 

 

   

   

   

 

                                                 

       

         

               

                                                                                         

   

 

                               

   

     

                       

                                                                                   

                             

             

                                                                                           

 

                                                 

                         

               

       

                                       

   

 

 

 

     

   

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающие игры для самых маленьких и не только...

консультация для родителей. может быть использована как папка-передвижка,  знакомит родителей  с развивающими играми,  моделирующими  творческий процесс, где появляются возможности...

Танцевальные игры для самых маленьких

Танцевальные игры для самых маленьких...

Игры для самых маленьких

    Дидактическая игра "Кто спрятался?" (2+). Это игра поможет детям тренировать зрительную память...

"Игры для самых маленьких"

В данной статье  предлагается песенный материал с  элементарными движениями для самых маленьких.  Очень доступно и просто предлагается родителям  самостоятельно использовать ...

Игры для самых маленьких

Не знаете  чем увлечь ребёнка? Эта информация для вас....

Картотека «Пальчиковые игры для самых маленьких»

Пальчиковые игры помогут развить речь ребёнка. Познакомят малыша с прекрасными детскими стихами. Укрепят его память и пространственное мышление, активизируют мелкую моторику. Дадут малышу возможность ...

Консультация для родителей: "Развивающие игры для самых маленьких".

Советы родителям в какие игры ирать с детьми раннего возраста....