Самообразование: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
материал
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель: Ахтариева Людмила Ивановна
Группа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»
Образование: среднее специальное, высшая категория
Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2017.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель: Ахтариева Людмила Ивановна
Группа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»
Образование: среднее специальное, высшая категория
Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
Работа начата: 01.09.2019 года
Предполагается закончить: 30.05.2020 года
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.
Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.
В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.
Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.
В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.
Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.
Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.
Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..
Цель работы: формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей.
- Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Работа педагога:
∙ Изучение научно-педагогической литературы;
∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
∙ Знакомство с передовым педагогическим опытом;
∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
∙ Активное участие в работе методического объединения района;
∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
∙ Обобщение опыта работы по самообразованию.
Предполагаемый результат работы над темой самообразования:
∙ умение анализировать научно-методическую литературу;
∙ умение применять полученные знания на практике;
∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Для детей:
- формирование познавательного интереса;
- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
- умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
- умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
- контроль за способом выполнения своих действий;
- умение взаимодействовать со сверстниками.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игры на воссоздание фигурных силуэтов. Логические упражнения на поиск закономерностей. Задачи на поиск недостающих фигур. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек) Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика
Работа с родителями:
Консультации для родителей на темы:
- «Подготовка детей к школе».
- «Поговорим о школе».
- «Седьмой год: рука готовится к школе».
Индивидуальные консультации на интересующие родителей темы по подготовке детей к школе.
Тематические фотовыставки.
Рекомендации в уголок «Для Вас, родители».
Перспективный план
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь - октябрь | 1.Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. 2.Загадки, задачки - шутки, лабиринты. |
Ноябрь | 1.Д\и на обозначение предметов. 2.Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п ). 3.Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п) 4. Задачки-шутки, загадки. |
Декабрь | 1.Д\и «Найди такой же узор» и т. п. 2.Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п). 4.Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы. |
Январь | 1.Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.). 2.Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов 3. Загадки, логические концовки |
Февраль | 1.Логические упражнения на поиск закономерностей ( «Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п). 2.Умозаключения по аналогии. |
Март | 1.Задачи на поиск недостающих фигур 2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием. 3.Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т. п. |
Апрель | 1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный», «Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п. 2.Схематизация и моделирование Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет», «Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п. |
Май | Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. |
Литература
1. Ерошова А. К первому классу будь готов // Дошкольное воспитание. – 2004. № 2. – С. 70 – 74.
2. Здравствуй школа // Полезные советы и идеи. Спецвыпуск для родителей. – 2007. – сент. – 35 с.
3. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образованием. – 2008. № 1. – С. 29 – 36.
4. Новикова Г. Психологопедагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. № 8. – С. 95 – 100.
5. Никифорова Л. А. Играем в школу // Ребенок в детском саду. – 2007. № 4. – С. 59 – 67.
6. Семерикова В. Г. Мотивационная готовность детей к школе // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. – № 2. – С. 55 – 60.
7. Смирнова С. А. Игровые методы и приемы в обучении детей // Управление дошкольным образованием. – 2008. № 1. – С. 89 – 92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.
Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. Выпуск 37 Часть 1...
Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой ...
Презентация. "Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности"
Отчет по самообразованию...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах. На практике это заключается в умении детей решать примеры, читать,...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....