Значение оригами в развитии детей с ОНР
статья
В развитии детей с ОНР оригами имеет огромное значение. Занятия оригами не только интересны для ребенка, но и крайне полезны для его общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaytseva_o.i._znachenie_origami_v_razvitii_detey_s_onr.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение оригами в развитии детей с ОНР.
Зайцева О.И
воспитатель ГБДОУ детский сад №15
Петроградского района СПб
Санкт-Петербург, Россия.
У детей с нарушением ОНР наблюдается нестабильное и иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной. На занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, трудности формирования самоконтроля, недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.
В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием, а В.А.Гиляровский отмечал, что отставание развития речи зачастую является частичным проявлением общего недоразвития моторики.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
В развитии детей с ОНР оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников. Кроме того занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и недорогой материал для творчества, с которым ребенок знакомится раньше, чем с любым другим материалом.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Положительное влияние оказывают занятия оригами на гиперактивных детей. Они постепенно приучаются терпеливо добиваться хорошего результата, учатся усидчивости.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями. В ходе изучения математики с использованием оригами можно наглядно познакомиться с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и изучить основы техники оригами, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Основная форма, используемая в оригами - это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний, приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.
Также оригами применяется в исследовательской деятельности дошкольников. Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Перед обучением складыванию детей знакомят со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Для создания мотивации используют игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяют художественное слово. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети, объединяясь в группы, совместно придумывают сюжет игры, вносят поправки по ходу действия, учатся прислушиваться к чужому мнению, договариваться, уступать друг другу. Все это способствует формированию навыков межличностного взаимодействия, общения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: настольный театр, с использованием фланелеграфа, театр на магнитах, театр-маски. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Занятия оригами не только интересны для ребенка, но и крайне полезны для его общего развития. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
Литература:
- Афонкин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008. — 201 с.
- Долженко Г. И. 100 оригами. — М.: Просвещение,2006. — 250 с.
- Оригами. Искусство складывания из бумаги. — М.: «Юрайт» — Издательство, 2007. — 197с.
- Оригами «С нами не соскучишься»-Москва «Махаон»1999.
- Соколова С.В. Развиваем внимание и мелкую моторику. Оригами. Дом для куклы. 2003; Оригами для дошкольников «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001.;
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И В ПОДГОТОВКЕ ИХ К ШКОЛЕ.
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, ...
Консультация "Значение оригами для развития детей"
Консультация "Значение оригами для развития детей"...
Консультации для родителей "Значение оригами для развития детей "
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти з...
Консультация для родителей «Значение оригами для развития детей».
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлек...
Консультация для родителей «Значение оригами для развития детей».
Консультация для родителей«Значение оригами для развития детей». В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мас...
Консультация для родителей "Значение ОРИГАМИ для развития детей"
Консультация для родителей "Значение ОРИГАМИ для развития детей"...
Консультация для родителей " Значение оригами для развития детей"
Консультация для родителей«Значение оригами для развития детей» В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили...