Занятие 4. "Мудрость в повседневных контактах"
методическая разработка
Это 4 занятие из тренинговой программы "Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no_4.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Тренинговая программа
«Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов»
Занятие 4. Мудрость в повседневных контактах.
Подготовила
педагог-психолог
Федораева О.И.
Цели: развитие коммуникативных способностей, осознание привычных способов общения, анализ ошибок межличностного взаимодействия; оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи.
Ход занятия
1. Упражнение «Молекулы»
Участники хаотично двигаются по комнате (как атомы в броуновском движении). Затем начинают двигаться спиной вперед, считая, сколько раз столкнулись. По команде ведущего (он хлопает в ладоши и произносит цифру) участники должны объединиться в «молекулу», то есть захватить нужное количество человек, соответствующее названной цифре. Затем продолжить движение и реагировать на новую команду ведущего («два», «пять», «двенадцать» и т.д.).
2. Упражнение «Алексей-апельсин-Амстердам».
Вам необходимо по очереди представить себя группе следующим образом:
- назвать свое имя (так, как вы хотите, чтобы к вам обращались другие участники группы);
- назвать блюдо (фрукт, овощ, желательно любимые, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя);
- назвать город на первую букву вашего имени.
3. Упражнение «Как дела?»
Участники, расположившись по кругу, произносят по очереди с разной интонацией фразу: «Как дела?».
Обычный вопрос «Как дела?» при встрече близких людей может быть чем угодно. В частности, он может быть ничего не значащим приветствием, повседневным ритуалом. Другое «Как дела?» может быть деловым вопросом: мне нужна информация, и мне ее дают, человек здесь для меня – только источник информации, не более того. «Ну, как дела?», произнесенное с соответствующей интонацией, может быть началом игры-манипуляции: «Ну, попался?», когда спрашивающий уже уверен, что здесь что-то «не то», и собирается по этому поводу «врезать». «Привет! Как дела?» – может быть и началом развлечений с соответствующим подтекстом: «Рассказывай, что знаешь интересного». Тогда начинается более или менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время. Ну и, конечно, «Как дела?» может стать моментом близости, живым контактом любящих друг друга людей. «Как дела?» здесь значит: «Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?», а ответное «Хорошо» может расшифроваться: «Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно» – эти двое встретились.
Фраза «Как дела?» – это короткое высказывание и не требует развернутого ответа.
4. Информационная часть. «Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих»
Из всех взаимоотношений самые длительные – это взаимоотношения человека с самим собой. Все прочие взаимоотношения приходят и уходят.
«Единственный человек, который всегда со мной, – это я сам. Мои взаимоотношения с собой продолжаются вечно.
Как же я отношусь к себе? Просыпаюсь ли я по утрам с радостью, что я здесь? Хорошо ли мне наедине с собой? Нравятся ли мне мои мысли? Смеюсь ли я сама над собой? Люблю ли я свое тело?
Если у меня недостаточно хорошие отношения с самим собой, как у меня могут возникнуть хорошие отношения с кем-нибудь еще? Если я не люблю сам себя, то я буду вечно искать кого-то, кто сделает мою жизнь полной и счастливой и исполнит мои мечты».
Все начинается с любви к себе. Если вы по-настоящему любите себя, вы становитесь спокойным, цельным человеком. И у вас устанавливаются прекрасные отношения в семье и на работе. Вы обнаружите, что по-новому реагируете на различные ситуации и окружающих вас людей. Новые знакомые появляются в вашей жизни, а некоторые из прежних – уходят.
Любые отношения с людьми важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не принимаем в других, – это наши собственные качества. Если вы беспощадны к себе, постоянно обвиняете себя во всем плохом в своей жизни или всегда считаете себя жертвой обстоятельств, – значит, вы бессознательно будете привлекать к себе людей, отношения с которыми только укрепят эти убеждения. Если вы верите, что вас окружают истинно любящие люди, что каждый ваш знакомый приносит в вашу жизнь только добро, то именно такой тип отношений будет царить в вашей жизни.
Пытаясь осуществить внутреннюю потребность быть любимым и чувствовать, что о нас заботятся, мы позволяем другим третировать себя, принимая такие взаимоотношения за любовь. Эта модель отношений становится для нас привычной, потому что она сформировалась еще в детстве, и теперь мы бессознательно используем ее в наших взаимоотношениях с людьми.
Существует только один способ изменить что-то в других – сначала изменить самого себя. Измените свои мысли и привычки – и другие изменятся тоже.
Строго определите уровень своих притязаний в отношениях с людьми. Какие именно отношения вы хотели бы привлечь в свою жизнь? Развивайте такие качества, прежде всего, в себе, и только тогда вы будете в состоянии привлечь соответствующего человека. Если вы говорите или думаете: «Все критикуют меня, никогда ничего не делают для меня, подтирают мною пол», то это ваш образ мыслей. Где-то глубоко засела мысль, которая в течение всей вашей жизни будет привлекать к вам именно таких людей. Если вы откажитесь от нее, то такие люди автоматически исчезнут из вашей жизни. Вы больше не будете привлекать таких людей.
5. Упражнение «Мы – они»
Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздражает. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего ненавидите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него, когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем спросите себя, готовы ли вы к переменам. Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся к вам, или уйдут из вашей жизни.
Если вы ненавидите босса, который постоянно критикует вас, которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все начальники критикуют и им невозможно угодить? Если ваш сотрудник упрямится и не выполняет свою часть работы, подумайте о том, чем вы привлекли его в свою жизнь. Насколько упрямы вы и так же ленивы, как он.
Если у вас проблема с любимым, опять же загляните в глубь себя и посмотрите, что именно привлекло его к вам? Если муж не оказывает вам поддержки и постоянно жалуется вам на жизнь, опять же посмотрите на свои привычки, укоренившиеся в вас с детства. Был ли у вас один из родителей, который жаловался на жизнь, и не жалуетесь ли вы постоянно на жизнь?
Если у вас ребенок, привычки которого вас раздражают, есть гарантия, что у вас точно такие же привычки. Избавьтесь от них, и ребенок автоматически от них избавится.
Как вы отнесетесь к человеку, который не скрывает, что он хочет нравиться людям? Желание нравиться – совершенно естественно. Другое дело, что у этого желания могут быть разные оттенки, украшающие человека или заставляющие насторожиться. Невротичен человек, желающий «понравиться всем и всегда» и переживающий, когда это не получается. «Нравиться всем» нереально и не нужно. Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе.
Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости – спокойно безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться так, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик: дело дождя – литься, наше дело – идти туда, куда нам надо.
Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих – нужно, но «держаться» за их оценки и зависеть от них – просто опасно. Почти всегда находятся желающие на этом «сыграть», желающие подергать за ниточки, так услужливо вложенные им в руки... Вы не хотите оказаться такой марионеткой? Стараться понравиться и одновременно скрыть это желание – умение совершенно не лишнее. Но самое главное – это то, ради чего Вы хотите нравиться. Ведь одно дело, когда кто-то старается понравиться, чтобы с помощью своей привлекательности БОЛЬШЕ ПОЛУЧИТЬ: внимания, преимуществ, чтобы добиться успеха. Другой мотив – нравиться, чтобы людям рядом с тобой было тепло и приятно, чтобы радовать их глаза и души; нравиться, чтобы больше ДАВАТЬ ЛЮДЯМ... Самое парадоксальное в том, что дающий, как правило, больше и получает (впрочем, лишь при условии уважения к себе и понимания, кому, когда и что нужно). Так или иначе, а каков выбор ваш? Зачем вы хотите нравиться?
Прекрасно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе, и вообще не следить за собой, а просто жить, быть таким, какой ты есть. Кому это обычно позволяется: очень любимым и уважаемым в кругу любящих и уважающих; тем редким людям, которые думают и чувствуют то, что надо, и так, как надо.
Так или иначе, но умение подать себя, требующее определенной дипломатии и актерства, - нужно каждому. Гораздо умнее с самого начала позаботиться о том, чтобы произвести впечатление то, которое вам выгодно и будет вас потом «поддерживать» в любой ситуации. Каким вас будут видеть? Таким, каким вы себя преподнесете. Перефразируя известную пословицу: «Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться».
6. Упражнение «Ассоциации»
Участники по очереди дают определение каждому члену группы: «Если бы это был цветок (погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. д.), то – кто какой?».
7. Медитация «Кто тебя любит?»
Разбираясь во внутреннем благополучии и неблагополучии, ответьте на вопросы:
- Кто тебя любит?
- Кого любишь ты?
- У кого освещается лицо, когда он вспоминает о тебе?
- Кому счастливее жить, зная, что ты есть, просто есть?
- Кто приносит счастье в твою жизнь?
8. Упражнение «Пустой стул»
Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников.
Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо.
Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение. Как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
9. Упражнение «Могу ли я представить?»
Психолог может многое сказать о человеке, только глядя на его лицо. Он пробует увидеть его разным в разных состояниях и разных ситуациях. Некоторые люди вписываются или не вписываются в наши представления. И если у нас тренированное, развитое воображение, мы можем много узнать о человеке: каков он сейчас, каковы его прошлое и будущее. Давайте этому учиться! Делимся на пары.
Ведущий дает задание (без музыки, в спокойно-веселом стиле).
– Посмотрите друг на друга и попытайтесь живо представить, кто как плачет. Видите его плачущим? Кого в этом образе видеть легко, кого – не получается? Теперь другой образ: объясняющийся в любви – как он хитрит, как грустит, как обижается, страдает. Представить скачущей на лошади амазонкой, доброй поварихой, торговкой на базаре, пьяной, просящей милостыню, величественно сидящей на троне.
Обсуждение. Что зависело от воображения, что от личности того, кто был предметом изучения; о чем говорит то, что одного человека в определенном образе видеть трудно, а другого - легко.
10. Упражнение «Чемодан»
Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге – то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной.
Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения.
Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь».
Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется (до тех пор, пока вся группа не получит свои «чемоданы»).
11. Знакомство с техникой «Растворение обиды»
Сядьте где-нибудь в тишине и расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего на свете ненавидите). Этот человек может быть живым или мертвым, и ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы явно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ на несколько минут, а потом он пусть исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливой и улыбающейся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех. Делайте это упражнение в течение месяца.
Упражнение на прощение. «Я (имя) прощаю тебя (имя) за то, что ты не был таким, каким я хотела тебя видеть. Я прощаю тебя полностью и освобождаю тебя».
Это упражнение можно не только повторять себе все время (про себя и вслух), но и писать 70 раз 7 дней подряд. Если простить очень трудно, выберите время, когда вас ничто не будет отвлекать, закройте глаза и представьте прекрасный могучий поток воды. Теперь вообразите: вы выбрасываете в этот поток то, что причиняло вам боль и страдание вместе с неспособностью простить.
Следите, как это все начинает растворяться в потоке, уплывая от вас, пока не исчезнет совсем. Повторяйте это упражнение как можно чаще.
12. Упражнение «Карусель» (ритуал по окончании работы)
Участники встают в круг, положив руки на плечи соседей. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто-нибудь не скажет «Стоп!». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельных участников, свой собственный успех.
Затем группа идет мелкими шагами налево, пока кто-нибудь не скажет «Стоп!» и не выскажет свои положительные суждения о группе.
13. Домашнее задание
Принести ответы на вопросы.
- Могу ли я считать себя счастливчиком?
- Что улучшает мое настроение?
- Что надолго портит мое настроение?
- Что наболело, что мешает жить, что мешает чувствовать себя счастливым, радоваться?
- От чего бы я хотел быть свободным: от страхов и тревог, от измены друзей, от школы, от обязанностей и чувства долга, от боязни осуждения со стороны других людей, от заботы о деньгах, от необходимости думать о будущем, от излишней опеки, другое (допишите)?
- Пять моих исполнимых желаний. Пять моих желаний, которые никогда не исполнятся.
- Если бы мне пришлось выбирать, то каким человеком я бы предпочел стать:
- преуспевающим;
- узнавшим настоящую любовь;
- узнающим разные стороны жизни, «проверяющим жизнь на зуб»;
- увлеченным человеком, до самозабвения любящим свою работу;
- хорошим родителем, превыше всего ставящим счастье своих детей;
- человеком, который всегда нужен другим людям;
- свободным, независимым человеком;
- другое.
- Мне больше всего нравится в себе... (назовите не менее семи своих положительных качеств и умений).
- Главное, что бы я хотел в себе изменить...
- Больше всего я люблю думать о том...
- Я не люблю вспоминать...
- Если бы мне предложили заглянуть в волшебное зеркало и увидеть только одно из изображений, какое бы я выбрал:
- каков я на самом деле;
- каким меня видят мои друзья;
- каким я кажусь любимому человеку, а может быть, буду казаться;
- другое.
- Что мне нужно от жизни сегодня?
Встречать любого и каждого словами: «Радость моя», помнить, что нет плохих людей, есть люди, на которых у вас не хватило душевной мощности.
14. Упражнение «Если бы я любил»
Если бы вы любили себя, людей, дела, вещи – чтобы вы чувствовали? Как бы вы себя вели, как смотрели, реагировали, относились к окружающим?
Со сколькими людьми вы контактировали в течение дня? Скольких из них вы любили? Сколько времени конкретно? Почему вы думаете, что вы их любили? Как вы определяете, как вы узнаете, что вы любите какого-то человека?
Понятно, что одна из задач упражнения – узнать это состояние, состояние любви, узнать настолько четко и ясно, чтобы позже в спорных житейских ситуациях не было разногласий: «Ты любишь или нет?», чтобы ваша любовь людей устраивала.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Список литературы:
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В.Шитова.- Волгоград: Учитель, 2004, стр. 153 - 165.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной к школе группе по ОБЖ "Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми"
На занятии дети седьмого года жизни рассмотрят и обсудят типичные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научаться правильно вести себя в таких ситуациях....
"Контакт, еще контакт" или "Как я совершенствую свои коммуникативные навыки"
Практическое занятие для педагогов ДОУ для совершенствования коммуникативных навыков и умений в разных ситуациях общения...
Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»
Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой в игре на занятиях и повседневной жизни ....
Конспект занятия по ОБЖ «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде и незнакомыми предметами».
Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде и незнакомыми предметами. »Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возник...
Семинар для педагогов с элементами тренинга "Мудрость в повседневных контактах"
Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе, развитие коммуникативных способностей....
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия «Мудрость сказочног...
Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"
В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...