Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры
материал по окружающему миру (старшая группа)
Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад комбинированного вида №77
Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»
Воспитатель:
Башкирцева Л.А.
2016-2017г
В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами встала задача – вовлечь детей в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.
Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они представляют собой богатейшее поле для творчества детей, и доставляют ребенку эмоциональное удовольствие.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в особенности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.
Для решения данной задачи выбрала авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста, Петрова Т. И. Данная технология является интегративной, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.
Было составлено тематическое планирование, которое направлено на развитие творческих способностей детей и включает следующие виды игр:
Игры - драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и лиса», «Жадный заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.
Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.
Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Творческие игры – отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.
В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется обыгрывание сказок с разными видами театров. Для этого совместно с детьми изготовлены разные виды театров:
*кукольный театр;
*театр – «мягкая игрушка»;
*настольный театр;
*театр масок;
*театр на прищепках;
*плоскостной театр;
*театр зернушек;
* театр на ложках;
* магнитный театр;
* театр «Би-ба-бо».
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда: имеется театральный уголок, где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем.
Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Дидактические игры распределены в соответствии с решаемыми задачами:
• создание условий для развития эмоциональности и выразительности речи у дошкольников в процессе театральной игровой деятельности
• создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,
• создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.
• Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в театрализованной игре;
В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.
В течение года работали с детьми над мимическими этюдами по методике М. И. Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика,
так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Лампочка потухла, зажглась.
4. Тепло-холодно.
5. Рассердились на драчуна.
6. Встретили хорошего знакомого.
7. Обиделись.
8. Удивились.
9. Умеем лукавить (подмигивание).
10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Подготовка к театрализованной игре проводится в течение всей недели. На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто на тебя в чем-то не похож.
Театрализацию активно использую при создании проектов. Так, в процессе реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации. Участвовали в городском конкурсе посвященному творчеству С. Я. Маршака с инсценировкой «Кошкин дом»
С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованные игры» принесла свои результаты:
Результативность.
• За период использования данной технологии повысился у детей интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих из них отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
• Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.
• Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.
К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности. Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
ОглавлениеВведениеГлава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»...
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
опыт работы...
Презентация "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Презентация...
План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
План работы...
Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...