Развитие мелкой моторики рук рук у детей раннего возраста
статья
Постановка проблемы и ее актуальность.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования . Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Содержательная часть.
Что же такое мелкая моторика ?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем;
часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики.
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.
М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие .
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Задачи:
*развитие мелких мышц кисти руки ;
*развитие тонких произвольных движений пальцев рук, повышение качества управления движениями;
*коррекция общей моторики;
*создание предметно-пространственной среды, учитывая возрастные особенности детей;
*взаимодействие детского сада и семьи.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Я полностью согласна с этим высказыванием, и поэтому большая часть моей работы посвящена развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
В нашей группе есть «Дидактический стол». Он расположен в свободном доступе для детей. Дети по своему желанию выбирают себе игру и с удовольствием играют.
Многие игры, я сделала своими руками с использованием бросового материала. Это шнуровки, вкладыши, разрезные картинки, «тактильные мешочки, крышечки и ладошки». Для этих пособий мне понадобились крышки, скрепки, прищепки, пуговицы, счётные палочки, липучки, пуговицы. Чтобы заинтересовать своих воспитанников играми я придумала интересные названия: «Веселые прищепки», «Умные скрепки», «Волшебные колечки колечки» (цветные резинки), «Тактильные крышечки», «Быстрые моталочки», «Красивые бусы».
Помимо самодельных игр я использую шнуровки - застежки, вкладыши, пазлы, сортеры и лабиринты.
Как известно лепка и рисование являются мощными инструментами для развития мелкой моторики, поэтому в свободное время с детьми я часто леплю и рисую. В уголке творчества расположен разнообразный изоматериал, природный, бросовый. Все это позволяет мне как педагогу и моим малышам заниматься нетрадиционным рисованием.
Помимо рисования и лепки, я с ребятами занимаюсь аппликацией. Дети с удовольствием мнут и рвут бумагу, красят и приклеивают. В результате получаются чудесные поделки.
Чтобы пальчики малышей не уставали, регулярно провожу пальчиковую гимнастику. Для удобства я создала картотеку пальчиковой гимнастики.
Таким образом, казалось бы, простые на первый взгляд игры, виды художественно-эстетической деятельности приносят большую пользу для развития детей. Если сравнивать умения детей выполнять мелкую работу руками на протяжении хотя бы двух месяцев, то станет заметна положительная динамика. Например, обвести изображение по контуру у многих ребят получается гораздо точнее и аккуратнее. А значит координация рук совершенствуется.
Мне очень приятно, что моя совместная работа с ребятишками приносит положительные результаты в развитии моторики рук воспитанников.. .
Я планирую и дальше развивать свои познания и опыт в сфере сенсомоторного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики рук | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) . Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: -Формирование у детей систем перцептивных действий -Формирование у детей систем сенсорных эталонов -Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Требования программы по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет: - ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу - ориентироваться в трех и более контрастных величинах - собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины - соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) - составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков - различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) - ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) - сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине - выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой - в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Условия для выполнения задач: использование дидактических игр; - создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста...
Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста
Пособие "Умелые ручки" используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...
«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста».
Проектная деятельность....
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...
Опыт работы по теме: " Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста в процессе взаимодействия взрослого с детьми"
Опыт работы....
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности....