Уровень толерантности в ДОУ: специфика формирования и значимость данного феномена
статья
Воспитание толерантности, в последнее время стало значимой проблемой в обществе. Данная проблема возникает в связи с тем, что общество все чаще проявляет нетерпимость, озлобленность, агрессию, по отношению к людям, имеющим другое мировоззрение, религию и т.д. Для того, чтобы предотвратить интолерантные проявления, необходимо формировать данное качество с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_tolerantnosti_v_dou.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень толерантности в ДОУ: специфика формирования и значимость данного феномена
Воспитание толерантности, в последнее время стало значимой проблемой в обществе. Данная проблема возникает в связи с тем, что общество все чаще проявляет нетерпимость, озлобленность, агрессию, по отношению к людям, имеющим другое мировоззрение, религию и т.д. Для того, чтобы предотвратить интолерантные проявления, необходимо формировать данное качество с детства. Для этого следует создавать определенные условия и формы воспитания толерантности и применять их в образовательных учреждениях.
Так, если взять во внимание отдельно дошкольные образовательные учреждения, то здесь важно дать основу для формирования толерантности. В детей необходимо вкладывать основы правильного общения и взаимодействия с разными людьми. Именно на данном возрастном этапе необходимо донести до детей, какими качествами должен обладать толерантный человек, так как это будет фундаментом, для дальнейшего становления в обществе и гармоничного взаимодействия в нем.
Помимо этого большое внимание в формировании толерантности отводится педагогам и здесь важным фактом является уровень и наличие данного качества у самих педагогов, в частности к их воспитанникам.
В связи с этим, было проведено исследование с целью выявления уровня толерантных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Данное исследование проводилось в одном из дошкольных образовательных учреждений города Ростова-на-Дону. В нем принимало участие 7 педагогов и 63 воспитанника детского сада в возрасте от 4 до 6 лет, и были поставлены следующие задачи: во-первых определить уровень толерантности среди педагогов ДОУ, во-вторых выявить отношение детей к своим воспитателям.
Уровень толерантности среди воспитателей определялся с помощью трех методик:
- Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
- Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В Бойко)
- Диагностический тест отношений
(Г.Солдатова)
Отношение дошкольников к их воспитателям было выявлено при помощи рисуночного теста. Детям был дано задание, нарисовать своих педагогов.
Обработав данные, было выяснено, что у большинства воспитателей средний уровень толерантности, данные результаты показывают, для педагогов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. У многих педагогов были наиболее выражены такие критерии как категоричность или консерватизм в оценках людей, неприятие или непонимание индивидуальности человека.
Проанализировав данные, был сделан следующий вывод, в большинстве групп достаточно благоприятная атмосфера для воспитания в детях толерантных людей. Дальнейший успех зависит от работы педагогов их деятельности и способах не только воздействия, но и взаимодействия с детьми.
Педагогам важно донести до детей, что толерантное поведение, не принуждает насильно терпеть что-либо, а помогает людям понять и принять друг друга такими, какие они есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений
цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....
Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...
Система взаимодействия родителей и педагогов дошкольных учреждений по формированию социально-значимой личности ребёнка
Основной целью данной работы является не передача родителям той или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного ...
Специфика формирования темпо-ритмической организации вычказывания у дошкольников с нарушениями речи на музыкальных занятиях
направление работы по формированию темпо-ритмической стороны речи...
Формирование школьно–значимых функций дошкольников
Одной из центральных задач современной образовательной практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Готовность к школе – это тот уровень морфологического, фу...
«Формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста»
Социально – нравственное развитие детей- это тема, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...